Александр Ткачев: «По основным показателям доктрины наши производители не только обеспечивают страну, но и поставляют продукцию на экспорт»

Александр Ткачев: «По основным показателям доктрины наши производители не только обеспечивают страну, но и поставляют продукцию на экспорт»

Свой профессиональный праздник работники сельского хозяйства традиционно встречают в трудах — завершается уборочная страда, и одновременно идет работа по формированию урожая будущего года
Как в нынешнем году сработала отрасль, какие показатели Доктрины продовольственной безопасности удалось выполнить и какие направления есть для дальнейшего развития у агропромышленного комплекса страны, «Вестнику АПК» накануне праздника рассказал министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев.

Александр Николаевич, прошлогодний результат по сбору урожая зерновых был рекордным. В нынешнем году уже идет превышение прошлогодних показателей по урожайности и по темпам сбора. С учетом этого можем ли мы ждать нового рекорда?
Подводить итоги еще рано, как говорится, цыплят по осени считают, но текущая динамика дает представление о тенденциях развития. Как вы знаете, сезон в этом году выдался сложным. Из-за неблагоприятных погодных условий: весенних заморозков, холодного лета, града и разлива рек — в ряде регионов были серьезные опасения насчет будущего урожая. Однако сельхозпроизводителям удалось успешно провести весенний сев, и сейчас аграрии активно убирают урожай с полей. На сегодня (на 13 сентября. — Прим. «Вестника») убрано уже две трети посевных площадей, собрано 110 млн т зерна в бункерном весе, урожайность составила 33 ц/га, это выше примерно на 10%. Нам удалось собрать 72 млн т качественной продовольственной пшеницы, это на 5 млн т больше, чем в прошлом году, 19 млн т ячменя, что на 1,4 млн т выше прошлогоднего результата, на 186,4 тыс. т больше кукурузы, ее урожай составил 654 тыс. т.
В то же время осень еще может внести свои коррективы, резкое похолодание и дожди могут не позволить собрать все, что созрело на полях. Поэтому мы пока сохраняем консервативный прогноз на урожай в размере 110 млн т. Это хотя и ниже прошлогоднего рекорда, но больше среднегодовых значений за последние 5 лет, то есть мы сможем полностью обеспечить растущие потребности в продовольственном и фуражном зерне на внутреннем рынке, а также обеспечить экспортные поставки.

Ситуация с урожаем овощей столь же стабильна?
Холодная погода, когда в мае-июне среднемесячная температура была на 2 градуса ниже, чем в прошлом году, и дожди отсрочили окончание посадки целого ряда овощей, прежде всего капусты, картофеля, моркови. Это привело к более позднему поступлению на рынок отечественной продукции нового урожая. В августе ситуация нормализовалась, и, несмотря на потери, урожай овощей и фруктов созрел приличный.
Хорошая динамика по тепличным овощам: их сбор вырос на 25% к уровню прошлого года. Прогнозируем, что за счет строительства новых тепличных комплексов и закладки новых садов выйдем на показатели прошлого года, когда мы получили 16,3 млн т овощей и 3,3 млн плодов и ягод.

Обеспечение достаточной кормовой базы — залог успешного развития не менее важной отрасли АПК — животноводства. Как идет заготовка кормов?
В целом на зимне-стойловый период необходимо 17,3 ц на одну условную голову, обеспеченность уже составляет 71%. Заготовлено 22 млн т кормов, это на 7% больше аналогичного показателя 2016 года. В целом по стране на одну условную голову заготовлено 12 ц кормовых единиц, это на 4% больше, чем годом ранее. Это неплохие темпы заготовки кормов, что позволит организовать качественную зимовку скота.

Российские аграрии год за годом получают стабильно высокие урожаи, что говорит о растущей эффективности сельхозпроизводства. Чем она обеспечивается?
Благодаря своевременной подготовке к посевной в этом году у аграриев было больше минеральных удобрений, качественных семян, средств защиты растений и топлива. Важную роль сыграло и перевооружение парка техники. В последние 3 года серьезно выросли объемы субсидирования сельхозтехники. Мы стараемся переломить сложившийся негативный тренд, чтобы растущие темпы приобретения новых сельхозмашин компенсировали выбытие старой техники, ведь на полях страны работает порядка 600 тыс. тракторов и комбайнов, у половины из них износ уже более 10 лет.
За 9 месяцев текущего года аграрии приобрели с господдержкой более 11 тыс. единиц сельхозтехники, по итогам года планируем, что рост составит 22% — до 21,3 тыс. единиц. В 2016-м было приобретено 17,5 тыс. сельхозмашин.

Урожай практически собран, и сегодня в хозяйствах страны идет закладка фундамента урожая будущего года. Как движутся работы?
Засеяно уже 10% площадей озимых, это 1,8 млн га. Всего планируется занять под озимые посевы 17,5 млн га. Завершается подготовка семян к севу: в наличии 2,9 млн т семян. Обеспеченность семенами составляет 80%, из них кондиционных семян — 97%, это на 1% выше, чем годом ранее. Готовность техники остается на уровне прошлого года. К работе готовы 94% тракторов, 93% зерноуборочных комбайнов, 91% кормоуборочных комбайнов. Это позволит завершить сезонные полевые работы в оптимальные сроки.

Развивающимся направлением сельского хозяйства является садоводство и виноградарство. Значительную часть плодово-ягодной продукции Россия еще вынуждена закупать за рубежом. Как растет эта отрасль?
Мы приступили к осенней закладке садов и виноградников. Весной аграрии уже высадили на 24% больше новых садов — почти 8 тыс. га, и в 1,5 раза больше виноградников — более 2 тыс. га. Таким образом, площадь закладки садов в нынешнем году достигнет 15,6 тыс. га, это на 1 тыс. га больше, чем в 2016 году, виноградников — 5,1 тыс. га. Тем не менее в этом направлении у нас еще много работы. Важно сохранить темпы закладки садов и виноградников, чтобы через 5 лет мы смогли заместить импорт основных фруктов: яблок, груш и винограда.

Хороший урожай зерновых и высокие темпы заготовки кормов позволяют быть уверенными в дальнейшем динамичном развитии животноводства?
Да. За первое полугодие текущего года производство скота и птицы на убой выросло на 4% и составило 6,5 млн т. В том числе производство свинины и мяса птицы выросло на 5%, яиц — на 3%, молока — на 1%.

То есть настало время говорить и о начале роста в молочной отрасли?
В молочной отрасли в текущем году впервые за долгое время рост производства в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах превысил выбытие в личных подсобных хозяйствах. Это результат увеличения грантовой поддержки фермеров, занимающихся молочным скотоводством, правильной организации кормления и содержания скота, а также планомерной работы в регионах над повышением продуктивности животных.
Доля отечественного молока в общем объеме потребления уже приблизилась к 82%. Рассчитываем, что дальнейшая работа в этом направлении позволит выйти на показатели Доктрины продовольственной безопасности, а они составляют 85% собственного молока, уже в ближайшие 3-4 года.

А остальные основные показатели доктрины отечественные сельхозпроизводители уже обеспечивают?
Более того. По таким показателям, как зерно, сахар, растительное масло, картофель, наши производители не только в полной мере обеспечивают потребности населения, но и активно поставляют свою продукцию на внешние рынки. Сегодня экспорт продовольствия достиг 17 млрд долларов, это на 2% выше, чем в 2013 году.

Недавно завершился Восточный экономический форум, в работе которого вы принимали активное участие. Чем интересен Дальний Восток для усиления российского агропромышленного комплекса?
Сегодня мы являемся свидетелями стремительного роста внимания к российскому Дальнему Востоку. Регион становится все более значимым как с экономической, так и с политической точки зрения. Глобальный экономический баланс смещается в сторону Азии. Если XX век был веком Атлантики, то XXI век, очевидно, будет тихоокеанским. На страны Тихоокеанского региона приходится 60% мирового ВВП. Для нас это открывает окно возможностей.
Наш главный приоритет на Дальнем Востоке — это создание условий для привлечения инвесторов в сельское хозяйство и инфраструктурные проекты. Мы исходим из того, что Дальний Восток должен кормить себя сам. Если на Чукотке и в Магадане в силу климата это практически невозможно, то Приморский, Хабаровский края, Амурская и Сахалинская области обладают потенциалом, чтобы нарастить производство сельхозпродукции по ряду направлений.
Дальний Восток — это богатейший регион с огромным потенциалом. Ключевым преимуществом для развития внутреннего и экспортного рынков являются имеющиеся сельхозугодья. Только за счет разработки неиспользуемой пашни, а это около 600 тыс. га, мы можем увеличить производство сельхозпродукции на треть. Для примера: даже несмотря на то, что на ДФО приходится 3% земель сельхозназначения, округ производит 42% всей российской сои.

Какие отрасли дальневосточного АПК необходимо развивать для повышения самообеспеченности региона основными продуктами питания?
Действительно, несмотря на хороший потенциал и достигнутые успехи, Дальний Восток все еще не обеспечивает себя продуктами питания: молоком и мясом, тепличными овощами. Чтобы приблизиться к среднероссийским нормам потребления, надо увеличить производство мяса на 250-300 тыс. т и молока на 1,3 млн т в год, построить порядка 100 га теплиц, а также увеличить площади под овощами открытого грунта. Приморский край должен стать дальневосточным огородом. Производство овощей необходимо нарастить в 2 раза.

Как это сделать?
Существенный резерв округа — повышение урожайности за счет использования новых адаптированных к местным условиям семян и увеличения объема вносимых минудобрений. Урожайность на Дальнем Востоке сегодня на среднем в России уровне — 25 ц/га. За последние 5 лет урожайность выросла в 1,5 раза, в результате валовой сбор тоже увеличился в 1,5 раза — до 800 тыс. т в 2016-м. Но абсолютно реально повысить урожайность на 3 ц/га. Сегодня более половины посевных площадей там засевается вообще без внесения минудобрений. В среднем по России на один гектар вносится 33 кг в действующем веществе, на Юге России — 75 кг/га, а на Дальнем Востоке в 3 раза меньше — 25 кг/га.
За счет комплексного подхода урожайность сельхозкультур можно увеличить на 30-50%, что даст прирост производства зерна на 400-500 тыс. т и сои — на 500-750 тыс. т, и направить их в качестве комбикормов в животноводство.
Мы рассчитываем, что в течение 5 лет производство зерна и сои вырастет суммарно на 2 млн т. Это позволит нарастить экспортные поставки зерна за рубеж. Если же оставим зерно для российских животноводов, мы нарастим экспортный потенциал по поставкам свинины и птицы на 150-200 тыс. т.
В ближайшие годы надо сосредоточить усилия и на запуске новых тепличных и животноводческих комплексов.

Очевидно, для реализации этих задач требуется серьезная господдержка?
Чтобы поддержать развитие сельхозпроизводства и раскрыть потенциал региона, государство субсидирует инвестпроекты на Дальнем Востоке. В настоящее время в регионах ДФО субсидируется 643 инвестпроекта на сумму 47 млрд руб. Помимо этого в этом году аграрии региона получили льготные инвестиционные кредиты по ставке не более 5% годовых на сумму 24 млрд руб., одобрено 106 заявок.
Введены повышающие коэффициенты по софинансированию мер господдержки для регионов Дальнего Востока. Например, по возмещению прямых понесенных затрат компенсируется 25% для таких объектов, как теплицы и овощехранилища, а на создание молочных ферм — 35%. Это серьезный стимул.
Уверен, что с учетом введения новых механизмов поддержки и создания территорий опережающего развития мы ускорим инвестиционные процессы в округе и не только сможем обеспечить продовольственную безопасность округа, но и нарастить его экспортный потенциал. Еще раз подчеркну, что развитие Дальнего Востока — наш приоритет на ближайшие годы, и важнейшей задачей является укрепление доверия и повышение привлекательности инвестиций в этот развивающийся и перспективный рынок.

Неотъемлемой частью продовольственной безопасности нашей страны является рыбохозяйственный комплекс. Как сработала отрасль в 2017 году?
Рыбная промышленность — это динамично развивающаяся отрасль экономики. Вылов рыбы и других водных биоресурсов в 2016 году вырос на 6% и достиг почти 5 млн тонн. За первые восемь месяцев текущего года выловлено 3,5 млн тонн рыбы и морепродуктов. 66% всего российского вылова приходится на Дальний Восток, еще 12% — на моря Северного Ледовитого океана, прежде всего Баренцева моря. Доля Балтийского моря составляет 1,5%, Азовского и Черного морей — 1,6%, Каспийского — 1,1%, вод иностранных государств — 8,5%, открытого океана — 6%. Успешное развитие отечественной рыбной отрасли поддерживает рост инвестиций. За первое полугодие 2017 года инвестиции в отрасль выросли на 24% и составили 6,3 млрд руб., за прошлый год — на 14%.
Значительная роль в обеспечении высоких показателей отрасли отводится рыбохозяйственной науке. В 2016 году было выполнено более 1,3 тыс. экспедиций, собран обширный материал по биологии и состоянию запасов всех промысловых объектов в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в территориальных водах, а также во внутренних водах РФ.
Мы ограничены в возможностях увеличивать вылов рыбы в связи с необходимостью поддерживать биологический баланс и разнообразие видов, а также воспроизводство рыбы и морепродуктов. Поэтому важнейшим направлением дальнейшего развития отрасли является аквакультура. Если до 2014 года аквакультурой в России занималось около 1,5 тыс. предприятий, то по итогам 2016-го их количество выросло до 3,5 тыс., а это рост в 2,3 раза. Соответственно, вырос и объем производства до 174 тыс. т (рост на 8% к 2014 году). Но потенциал для развития аквакультуры огромен: по итогам 2016 года объем производства составил всего 4% от объема вылова.
Благодаря активному развитию отрасли мы практически полностью обеспечиваем себя рыбой и морепродуктами. Импорт рыбной продукции в РФ в 2016 году снизился на 9%. В результате доля рыбной продукции отечественного производства на внутреннем рынке составила 83%. При этом мы экспортировали почти на 1,5 млн т больше, чем импортировали.
Экспорт рыбы в 2016 году вырос на 6% — до 1,9 млн т. За первые 7 месяцев текущего года экспорт вырос на 28%. Основными покупателями российской рыбы и морепродуктов являются Китай, Корея, Нидерланды и Япония. При этом 88% всего экспорта приходится на мороженую рыбу, тогда как на готовую и консервированную продукцию — менее 1%. В то же время в структуре импорта мороженая рыба составляет 53%, а готовая и консервированная продукция — 14%. Именно к такой структуре мы и должны стремиться — уменьшать долю экспорта мороженой рыбы и увеличивать доли переработанной.