Безопасное меню

Безопасное меню

Почему качество сельхозпродукции может стать важнее количества
Год назад в России распоряжением правительства была утверждена Стратегия повышения качества пищевой продукции до 2030 года. Ее внедрение должно обеспечить полноценное питание, профилактику заболеваний, увеличить продолжительность и повышение качества жизни россиян, стимулировать развитие производства и обращение на рынке пищевой продукции надлежащего качества. Одновременно с этим начавшийся рост отечественного рынка экологически чистой продукции может дать экономике страны новый драйвер развития и позволит мобилизовать новые внутренние инвестиционные ресурсы.

Проблема обеспечения продовольствием во всем мире — одна из болезненных. По данным ООН, на планете почти миллиард людей, которые находятся за чертой бедности и голодают. К 2050 году количество людей на земном шаре может превысить 9 млрд человек, а значит, потребуется как минимум на 60% больше продуктов питания. Понятно, что мировой аграрный сектор сегодня в первую очередь озабочен вопросами наращивания производительности труда и увеличения объемов продовольственных товаров.

И себе, и соседям
Выполнение ключевых показателей Доктрины продовольственной безопасности позволяет России избежать угроз нехватки продуктов питания. Если еще несколько лет назад в страну приходилось ввозить целый ряд товаров, что создавало опасность дефицита в любой момент, то с момента введения ответных мер на санкции, принятые в отношении РФ странами ЕЭС и США, импортное продовольствие сократилось почти в 2 раза. «Два года назад импорт составлял 45 млрд долларов, сегодня — 23 млрд, — говорит министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. — Российский производитель стал востребованным на нашем рынке. Инвестактивность выросла. Если до санкций мы прирастали на 2-3%, то сейчас на 10%. Необходимо двигаться дальше. На один рубль господдержки привлекаем семь рублей частных инвестиций. За три года мы отобрали и проинвестировали 850 сельхозпроектов на сумму 350 млрд рублей. Наиболее существенных результатов достигли в мясной отрасли. Производство свинины выросло в 2,5 раза, птицы — в 3 раза».

Сегодня в стране не только выполняются показатели Доктрины продовольственной безопасности по зерну, маслу, сахару и картофелю. Сельхозпроизводители стали активно поставлять свою продукцию на внешние рынки. «Экспорт сельхозпродукции за 2016 год составил 17 млрд долларов, — сообщил глава ведомства. — Для сравнения: экспорт Мексики составляет 100 млрд долларов, Бразилии — 35 млрд, Индии, Америки — более 100 млрд долларов».
Наращивание экспорта, по словам министра, позволяет развивать сельские территории и улучшать экономику аграрных предприятий. Правда, направляя свою продукцию на внешние рынки, Россия еще продолжает закупать молоко, говядину, овощи и фрукты. «В эти направления необходимо вкладывать средства. В зимний период не хватает овощей. Мы ежегодно увеличиваем количество теплиц на 20%, и за 5-6 лет мы закроем проблему дефицита с зимними овощами», — пообещал Александр Ткачев.

Рацион под вопросом
С решением вопросов количества появился новый вопрос — качества продуктов питания. Здоровье людей как главного капитала страны в последние годы стало ключевой темой для обсуждения на разных уровнях. Правильное питание — одна из составляющих сохранения здоровья нации. «Вредные продукты питания способны вызывать более 200 болезней у человека, — говорит руководитель проектов Общенациональной ассоциации генетической безопасности Надежда Новоселова. — И ежегодно более 600 млн человек страдают от заболеваний, вызванных неправильной пищей». В этой тенденции кроется прямая угроза национальной безопасности, и значит, важнейшей задачей для каждого государства является обеспечение качества продуктов питания. Правда, качественные и полезные продукты не всегда доступны жителям нашей страны. Так, по данным экспертов образовательной программы «Три молочных продукта в день» Союзмолоко, жители России употребили в 2016 году 233,1 кг молочных продуктов в среднем на человека. Это на 2,5% меньше, чем в 2015-м. «До 2013 года в России шел устойчивый рост употребления молочных продуктов, и мы планомерно приближались к нормам, установленным ВОЗ, — говорит глава Союзмолоко Андрей Даниленко. — К сожалению, в последние годы рост цен и снижение покупательной способности населения приводят к падению потребления, что вызывает тревогу». По его словам, причина этого падения кроется и в том, что люди запуганы многочисленными мифами о молочных продуктах, а также теряют привычку употреблять их несколько раз в день, а именно три порции молочных продуктов в день содержат 80% от ежедневно необходимой нормы кальция.

Мифы о еде
Действительно, вокруг темы еды уже давно существует много мифов. «Очень часто СМИ рассказывают, что вся еда — яд. Все отравлено. И люди боятся покупать почти все продукты, — говорит директор НИЦ «Здоровое питание» Зинаида Медведева. — При таком подходе очень сложно говорить об изменении рациона. Невозможно сказать человеку: откажись от жирного и переходи на что-то полезное. Какая разница, если все вредно. И поэтому нам нужно снимать негатив с продуктов питания. Раз и навсегда предстоит решить в России вопрос фальсификата».

Само понятие полезности и неполезности продуктов — вопрос очень дискутабельный, считает гендиректор компании «Атлантис-Пак» Игорь Переплетчиков. «Считается, что если продукт подвергся переработке, он стал менее полезным. Но давайте вспомним, как к этому относились раньше, — предлагает он. — Например, известная колбаса «Докторская» была разработана в нашей стране в 30-е годы и не зря называлась именно так. Ее рецепт подбирали таким образом, чтобы людей, истощенных в годы Гражданской войны, можно было поднимать, что называется, на ноги при помощи усиленного питания. И если брать сегодняшние концепции здорового питания, то вареная колбаса и сосиски как нельзя лучше в нее вписываются. Ведь человеку ежедневно необходима правильная комбинация белков, жиров и медленных углеводов. А вареная колбаса — это как раз и есть комбинация легкоусвояемого белка и определенного количества жира. Поэтому я не вижу никакой связи между степенью переработки и полезностью».

В качестве примера продвижения полезных продуктов и пропаганды здоровой пищи на государственном уровне Зинаида Медведева предлагает рассмотреть опыт северного соседа России — Финляндии, где с 60-х годов прошлого века смертность была снижена в 7 раз. «Там ввели проект «Северная Карелия», который длился 35 лет, — рассказала эксперт. — К вопросу повышения продолжительности жизни подошли интегрированно. Прежде всего изменили рацион питания людей, снизив потребление сливочного масла в 8 раз. Если до этого финны употребляли 18 кг масла на человека, то стали употреблять 2,5 кг. Они начали выращивать рапс и делать из него растительное масло». В дополнение к этому в Финляндии увеличили употребление овощей и фруктов. Жителям предложили бесплатные овощные салаты, они были введены в школах, детских садах, общепите. Постепенный переход на здоровую пищу дал результат. Сегодня средняя продолжительность жизни в Финляндии — 81 год.

Россияне же в обилии употребляют вредные продукты, часто даже не задумываясь об этом. Например, растительное масло, которого достаточно в стране,  подвергается нагреву и гидрогенезации и превращается в трансжиры. «Сейчас это самый вредный элемент, который есть в питании, — говорит Зинаида Медведева. — И можно только призвать наше правительство запретить использовать эту технологию, а применять растительное масло по прямому назначению».

Вкусно и безопасно
Растущим вниманием россиян к собственному здоровью и осторожностью в выборе пищи быстро воспользовались маркетологи. Сегодня продуктов с надписями «Эко», «Сделано по ГОСТу» и другими, убеждающими покупателей в их исключительных особенностях, на полках магазинов достаточно много. Но далеко не всегда эти товары действительно отличаются более высоким качеством от товаров конкурентов. «Лишь 30% продукции на российском рынке соответствуют по качеству лучшим мировым аналогам», — поясняет заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева. По ее словам, основные проблемы на рынке связаны с недостоверной или неправильной маркировкой. «Львиная доля нарушений — около 70% всех нарушений — несоответствие заявленной маркировке или отсутствие необходимой информации, последний случай, безусловно, не отражается на качестве и безопасности самого продукта. Важно, что зачастую товары маркируются как соответствующие ГОСТу, однако на практике по ряду показателей госстандарта товары испытания не проходят». Вторая проблема, которая напрямую отражается на качестве продуктов питания, — нарушения в товаропроводящей цепочке. «Примерно 40% нарушений, которые мы выявляем, связаны как раз с товаропроводящей цепью, — рассказывает Елена Саратцева. — Самое часто встречающееся — это несоответствие температуры хранения фактически указанной на маркировке. Стремясь попасть в торговые сети, ряд производителей сами намеренно изменяют температуру хранения. Пример тому — красная икра. Температура ее хранения по ГОСТу — ниже нуля градусов. А стремясь попасть на полки супермаркетов, ряд производителей завышают эту температуру, тем самым сокращая срок хранения данного товара». Причем при таких нарушениях зачастую сложно определить, где вина производителя, а где продавца. Дело в том, что само определение качества долгое время было весьма размыто в России.

«Мы очень долго говорили о том, как нам больше произвести продукции, как наладить сельхозбизнес, а вот что будет с тем, кто употребит эти продукты питания, будет ли людям от этого хорошо, говорили очень мало, — считает глава Роспотребнадзора Анна Попова. — Определение качества в полном объеме появилось лишь 14 июля 2016 года с принятием Стратегии РФ по повышению качества продуктов питания. В 2010 году требования качества в виде ГОСТов были приведены к рекомендательной форме. И сегодня обязательных требований к качеству пока нет. Мы как раз их создаем в рамках Стратегии». Стратегия повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года была утверждена распоряжением Правительства России от 29 июня 2016 года № 1364-р. Она ориентирована на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения, стимулирование развития производства и обращение на рынке пищевой продукции надлежащего качества и является основой для формирования национальной системы управления качеством пищевой продукции. Пока же четких требований нет, говоря о продуктах питания, стоит лишь опираться на понятие безопасности, предлагает Анна Попова.

Новая нефть
Несмотря на сложности определения качественной и некачественной продукции, на российском рынке постепенно формируется спрос на полезную для здоровья продукцию. Тенденция эта характерна не только для нашей страны. Во всем мире именно у сегмента экологически чистых продуктов сейчас идет двухкратный рост. А под органическое сельское хозяйство на планете задействовано почти 45 млн га. Спрос на экопродукцию растет во всем мире, несмотря на более высокие цены. Среди потребителей формируется сегмент населения, готового приобретать именно экопродукцию. Объем мирового рынка органической продукции уже сейчас превышает 100 млрд долларов. Это 20% от мирового рынка сельхозпродукции. А по прогнозам аналитиков, через 5 лет он удвоится до 200 млрд долларов, потому что количество людей, постоянно употребляющих экопродукцию, расширяется, в том числе и в нашей стране. Главное требование для производства экологически чистой продукции — минимальное влияние мер по повышению производительности труда в АПК. Россия же, где в 90-е годы эти меры использовались мало, может получить целый ряд конкурентных преимуществ для развития рынка экопродуктов.
«У нас только брошенной, неиспользованной земли около 10 млн га, — говорит Александр Ткачев. — Ее нужно постепенно вводить в оборот. Россия может получить дополнительный рынок сбыта и в перспективе кратно увеличить свою долю в мировом производстве органической продукции». Сегодня, по данным главы ведомства, РФ занимает 0,2% от мирового рынка органических продуктов. « Это ни о чем — это ноль. Мы должны занять свою нишу, — убежден он. — Это экспортный товар, за него платят хорошие деньги, это здоровье нации. За последние семь лет рынок органической продукции вырос более чем на 60%. Почти в 10 раз увеличилось число производителей, сертифицирующих под органику площади земель. Россия может занять от 10 до 15% мирового рынка органической продукции».
При этом важно наращивать и внутренний спрос. Если потребность в таких продуктах, как овощи, нежирное мясо, растительные масла, обезжиренные молочные продукты, рыба, увеличится, то они могут стать доступнее, уверены эксперты. «Как только мы начнем активно развивать эту отрасль и рынок насытится продуктами, цены будут снижаться и продукт станет более доступным», — говорит Надежда Новоселова. По мнению Зинаиды Медведевой, для этого нужно постоянно работать с населением, информировать и образовывать, рассказывая, что является здоровым питанием, и давать рекомендации по приготовлению полезных блюд. «Главное для выполнения поставленной президентом задачи по увеличению продолжительности жизни — снизить количество употребляемых населением животных насыщенных жиров и трансжиров, — считает она. — Для этого необходимо вносить значительные изменения в рацион, так как, по статистике, более 95% населения значительно превышает рекомендуемые нормы по этим показателям. Но важно, чтобы и производители слышали этот тренд». Надежда Новоселова уверена, что производство экологически чистых продуктов — выгодно. «Рынок экопродуктов за последние десятилетия, несмотря на кризисы, ни разу не падал, — говорит она. — Он постоянно растет, потому что большинство людей во всем мире осознали: мы то, что мы едим. Поэтому качество продуктов питания играет решающую роль в здоровье. Переплатив сегодня за экологически чистый продукт, завтра вы сэкономите на счете в больнице или в аптеке. Поэтому экологически чистые продукты в XXI веке станут новой «нефтью». И для России это огромный потенциал и возможность стать лидером мирового рынка». Как сообщил Александр Ткачев в ходе II Всероссийского форума продовольственной безопасности, в ближайшее время выйдет закон, который создаст нормативно-правовую базу для прохождения соответствующей сертификации. «Это позволит нашим сельхозпроизводителям обеспечить граждан экологически чистой продукцией и поставлять ее на внешний рынок, — сообщил он. — Сегодня сложилась благоприятная ситуация для этого прорыва. Уверен, что все перечисленное станет драйвером развития экономики и позволит мобилизовать внутренние и инвестиционные ресурсы в нашей стране».