Дальневосточная кладовая

Дальневосточная кладовая

АПК Дальнего Востока ориентируется на страны АТР
Агропром Дальневосточного федерального округа в ближайшие годы должен стать локомотивом развития всех восточных регионов России. Этому будет способствовать рост потребности в продукции отечественного растениеводства, животноводства и рыболовства со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В первую очередь Китая, производство зерновых которого падает из года в год.

Надежды российских экономистов вполне обоснованны. Сибирь и ДФО являются «восточными воротами» на безбрежный рынок АТР, где «азиатские драконы» Китай, Корея, Вьетнам, Филиппины, Индонезия и др. уже сегодня готовы потреблять отечественные ресурсы и товары. Удобная морская логистика позволит сократить затраты на доставку, а новые технологии — время на обработку грузов.

Дорога ложка к обеду
По мнению аналитика консалтинговой компании «Кентавр» Ирины Тыртышной, «после прихода к руководству США команды президента Дональда Трампа судьба столь разрекламированного Транстихоокеанского партнерства оказалась под вопросом. Трамп в конце января 2017 года подписал указ о выходе США из этой сомнительной и с таким трудом рожденной организации. Следовательно, 12 государств ТТИП уже не связаны жесткими обязательствами и могут пойти на сотрудничество с российским бизнесом на выгодных условиях». При растущем населении стран АТР (в Китае отменена система «одна семья — один ребенок») общей численностью свыше 2 млрд человек и значительном росте потребления продовольствия этот рынок представляется «безбрежным» для отечественного АПК. К примеру, КНР, территория которой ограничена в экстенсивном развитии растениеводства, сделала ставку на животноводство при увеличении мяса в продовольственной корзине каждого жителя. А для этого необходимо огромное количество кормов, для которых понадобится как раз российское фуражное зерно, российские бобовые и российский подсолнечный или соевый шрот.

Эксперты рынка оценивают потребности КНР в сибирском и дальневосточном зерне к 2030 году в объеме до 50 млн тонн в год. При этом собственное производство зерновых в Поднебесной падает. По данным Международного совета по зерну (МСЗ), производство зерновых в Китае продолжает сокращаться. В сезоне 2016-2017 годов может получить урожай зерновых в 353,7 млн тонн против 363,5 млн тонн годом ранее. Сам же Китай ежегодно «съедает» в среднем 360-362 млн тонн. По сути, восточные регионы России не только способны себя прокормить, но и стать «дойной коровой» для АТР, гарантируя для себя ажиотажный спрос на долгие годы.

Зерновой ток
В прошлом году в порту Зарубино Приморского края стартовал проект строительства крупнейшего в регионе терминала по перевалке зерна мощностью 10 млн тонн. Инвестор, ОАО «Объединенная зерновая компания» (принадлежит «Росимуществу» и группе Зиявудина Магомедова «Сумма», владеющей 50% минус одна акция), намерен до 2024 года вложить в проект порядка 40 млрд рублей.
На терминале будет консолидироваться зерно из Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской и Омской областей. Китайские фитосанитарные службы уже дали добро на импорт зерновых из этих регионов. Кроме пшеницы, китайская сторона готова принимать и перерабатывать у себя семена льна, подсолнечник, гречиху и овес.
Специализированный терминал крайне важен для региона, ибо до сих пор в крае навалочные грузы отгружались либо через «пакетированные» big-bag, либо в контейнерах, что было дорого и неудобно. Интересно, что разработчики проекта рассчитывают не только на отечественное растениеводство.
По прогнозам аналитиков ОЗК, в перспективе через Зарубино будет идти и транзит из северо-восточных провинций Китая, где большие посевы сои и кукурузы, в южные регионы КНР, а также в другие страны АТР. Из Маньчжурии до Зарубино гораздо ближе и дешевле, чем по внутренним водам Поднебесной. Потенциальные транзитные перевозки зерновых на данном направлении к 2020 году оцениваются в 11 млн тонн, к 2025-му — в 15 млн тонн, к 2030-му — в 20 млн тонн.
Заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин в 2016 году уже определил план поставок в Поднебесную зерновых только на первом этапе в размере 2-3 млн тонн. По планам ОЗК, первый этап строительства терминала должен завершиться к 2021 году. Его мощность как раз должна соответствовать прогнозам Левина — до 3 млн тонн. При этом весь Дальний Восток, по данным Росстата, производит не более 1 млн тонн зерна, оставшийся объем должен поставляться за счет экспортного потенциала Сибири и Забайкалья.
Здесь же уже много лет существует серьезная проблема — железнодорожные тарифы, делающие зерно поистине «золотым». Зернотрейдеры последние несколько лет просили у правительства предоставить им тарифные послабления на перевозку по железной дороге сибирского зерна, удаленного от тихоокеанских портов на расстояние до 5,9 тыс. км (по трассе), что делало его фактически неконкурентоспособным на рынке. РЖД всегда была против, ибо это сказывается на доходах компании. В федеральном правительстве искали компромисс. В данном случае без компромисса для загрузки мощностей терминала никак не обойтись.
Впрочем, существует и другой вариант. В июне 2016 года забайкальский оператор ООО «Забайкальский зерновой терминал» и китайская Muyang Holdings Со Ltd подписали соглашение о создании инфраструктурной части проекта «сухопутного зернового коридора Россия — Китай». Его сутью станет строительство к 2025 году терминала по перевалке зерновых, зернобобовых и масличных культур в Забайкальске, гораздо ближе к «сибирскому зерну» (3,6 тыс. км по трассе). Мощность терминала предполагается на уровне 8 млн тонн. Цена вопроса пока не озвучена, но она рассматривается из расчета 1,1 млрд долларов. При этом эксперты сходятся во мнении, что оба терминала вряд ли будут конкурировать друг с другом, так как их специализация позволит переваливать через них не только зерновые, но и кукурузу, сою, бобы и пр.
«Наверное, скептики будут говорить о том, что недостаточно зернового потенциала у Амурской области, Хабаровского края, Приморья, необходимого для загрузки этого порта. Однако есть и другая мысль. Когда сначала строится крупный логистический центр, появляется возможность экспортной перевалки, это подстегивает рост производства зерновых и растениеводства в целом», — уверен генеральный директор ОЗК Марат Шайдаев.

Масляные берега
Показателен пример потенциальных клиентов терминала в Зарубино — масличных. ГК «Русагро» уже давно работает в регионе (ООО «Приморская соя») и поставляет в Японию 60 тыс. тонн кукурузы. В агро-холдинге делают ставку на производство сои, которая как раз идет на выпуск соевого масла, шротов.
В этом одному из ведущих игроков на рынке АПК поможет создание территории опережающего развития «Михайловский». Власти макрорегиона разработали ряд преференций резидентам ТОР. Как сообщили в руководстве ДФО, общий размер страховых взносов на 10 лет составляет 7,6% (для нерезидентов — порядка 30%); налог на прибыль не превышает 5% первые 5 лет после получения первой прибыли и последующие 5 лет — 10%, из которых 0% идут в федеральный бюджет и не более 5% в региональный (для нерезидентов — 2% в федеральный и 18% — в региональный). В течение трех лет налог на землю равен 0%. Понижающий коэффициент налога на добычу полезных ископаемых (0-0,8) в течение 10 лет, далее коэффициент НДПИ — 1.

Решено максимально упростить разрешительные процедуры и бюрократическую волокиту. То, на что всегда жаловались инвесторы, — множество проверок и сроки получения разрешительных документов, резко сокращены, соответственно, до 15 проверочных дней и 40 дней на получение разрешительной документации на капитальное строительство, а также не более 45 суток на проведение экологической экспертизы объектов инфраструктуры. Резиденты будут подключены к режиму свободной таможенной зоны (беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление (использование) иностранных товаров внутри ТОР, реэкспортный вывоз товаров и оборудования). Это снимет значительную часть затрат с бизнеса в период становления предприятий. По информации генерального директора «Русагро» Максима Басова, в созданном ТОР «Михайловский» агрохолдинг собирается строить элеватор мощностью единовременного хранения на 180 тыс. тонн зерна. Предполагается, что как раз с этого элеватора «зерновая река» и потечет в Зарубино.
Кстати, именно в этой ТОР еще один гигант — ростовский агрохолдинг «Юг Руси» — построит одну из крупнейших маслобоен в России по переработке сои — 3 тыс. тонн в сутки (1 млн тонн в год) и по бутилированию масла. Ожидается, что финансирование проекта (12 млрд рублей) возьмут на себя Внешэкономбанк и китайские инвесторы из корпорации САМС. «Я не ставлю под сомнение расчеты и компетенцию менеджмента «Юга Руси», — заявил «Вестнику» исполнительный директор Масложирового союза РФ Юрий Морозов. — Уверен, что они просчитали и логистику, и поставки сырья, тем более что для обеспечения маслобойни сырьем можно использовать посевы не только в Приморском крае, но и в Хабаровском, а также в Амурской области». Их коллеги планируют построить в ТОР «Белогорск» завод по глубокой переработке сои и МЭЗ «Амурский» (мощность — 240 тыс. тонн в год). Сумма инвестиций в проект заявлена на уровне 1,4 млрд рублей. Соепереработка (мощность — 300 тыс. тонн) намечена и в ТОР «Амуро-Хинганская», где ею будет заниматься с привлечением китайских инвестиций якорный резидент «Амурпром».

Производство соевых шротов позволяет иметь хорошие перспективы у ДФО и для выпуска мясной продукции. Якорные резиденты того же ТОР «Михайловский» компании «Мерси трейд» и «Приморский бекон» уже построили здесь два свинокомплекса, а через пять лет их будет уже семь. Еще шесть строит агрохолдинг «Русагро Приморье». Предполагается, что в скором времени отечественная ветеринария найдет эффективное средство от АЧС, а к этому времени производство мяса в регионе вырастет в 12 раз. Это позволит Приморью стать одним из главных поставщиков мяса на север Китая. Аналогичные планы и у сахалинской ТОР «Южная», якорные резиденты которой (тот же «Мерси трейд») уже запустили в селе Таранай Анивского района первую очередь свинокомплекса на 7 тыс. голов. В текущем году будет запущена вторая очередь проекта с доведением поголовья до 70 тысяч, что позволит ежемесячно выпускать на рынок свыше 3,96 тыс. тонн свинины в убойном весе и 824 тонны субпродуктов. Это увеличит обеспеченность Сахалина свининой собственного производства с 15% до 67%.

Рыбный день
Особое место в политике создания дальневосточных ТОРов занимает проект создания ТОР «Курилы». Согласно замыслу разработчиков, на островах будут реализованы 22 инвест-проекта общей стоимостью 19,3 млрд рублей, треть из которых — государственные вложения. Вполне логично, что упор на вулканических островах будет сделан на рыболовство (марикультурный кластер) и туризм.
Также в состав ТОРа войдут сразу дюжина заводов по воспроизводству 210 млн мальков рыбы лососевых пород. Это позволит ежегодно добывать порядка 40 тыс. тонн только лососевых. Кроме того, здесь создадут предприятия по производству 100 тонн агар-агара, 200 тонн гребешка и 19 тонн трепанга в год.
Как рассказали «Вестнику» в Дальневосточном федеральном университете, «район Южных Курил является местом, где происходит смешение теплого (Куросио) и холодного (Оясио) течений. Это создает водовороты, поднимающие на поверхность глубинные холодные воды, насыщенные питательными элементами. Это привлекает сюда огромные стада рыб. Считается, что на планете подобных мест всего десять. По существующим данным, общие запасы морепродуктов и других возобновляемых биоресурсов в регионе Южных Курил составляют более 5 млн тонн, а общедопустимые уловы — 800 тыс. тонн».
Эксперты считают, что реальные среднегодовые объемы вылова морепродуктов составляют 1-1,2 млн тонн. Емкость рынка добываемых ресурсов превышает 4 млрд долларов. Есть из-за чего российской и японской сторонам не отмахиваться от «проблемы Южных Курил». Но как раз здесь и есть подвижки. В ходе последней встречи в декабре прошлого года в Нагато президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ договорились о совместной деятельности Москвы и Токио на Курильских островах. «В переводе с дипломатического языка на практический это означает, что единственные две страны, официально не заключившие мирный договор со времен Второй мировой войны, намерены сотрудничать на Курилах в области рыболовства, медицины, туризма и экологии, — заметила «Вестнику» отраслевой эксперт, кандидат экономических наук Арина Барсукова. — Как именно они это будут делать, сегодня решается на совместных консультациях российских и японских экспертов. Техническая работа может затянуться, но бизнесменам уже понятно, что сам факт подобной инициативы — сигнал для потенциальных инвесторов». Пока же для самих Курил действует начатая в 2016 году ФЦП с объемом финансирования 68,9 млрд рублей. На эти средства вполне можно использовать уж если не слаборазвитую инфраструктуру, то природно-ресурсный потенциал с применением современных технологий. Создание системы ТОР и развитие агропромышленного экспорта позволит Дальнему Востоку уже в ближайшие годы получить заметный толчок в развитии региональной экономии, попутно обеспечив собственное население высококачественной продукцией местного производства.