Диалог с депутатом

Диалог с депутатом

Какие вопросы игроки агропромышленного комплекса считают самыми актуальными для российского сельскогохозяйства
В новом специальном проекте «Вестника АПК» отечественные сельхозпроизводители поднимают наиболее острые вопросы развития отрасли и предлагают членам Комитета Государственной думы по аграрным вопросам обсудить их на заседаниях и круглых столах комитета.

«Тенденция укрупнения сельхозпроизводителей привела к ослаблению малых форм хозяйствования»
Диалог с депутатом
Александр Орионов, управляющий компанией «Тамбовские сады»:
— Мы в компании «Тамбовские сады» выращиваем ягоды: малину, ежевику, землянику. Особенности ягодных агротехнологий таковы, что развить хозяйство до масштабов крупного сельхозпроизводства на сотни гектаров затруднительно из-за огромной потребности в ручном труде. Во всем мире производители ягод объединяются в кооперативы с тем, чтобы получить преимущества крупных форматов бизнеса: стабильность и объем сбыта продукции, привлекательные условия закупок, наличие собственной переработки и собственной торговой марки и, наконец, доступ к банковскому финансированию и получение мер государственной поддержки. «Тамбовские сады» заложили первую малиновую плантацию не так давно, в 2013 году, но уже сейчас мы рассматриваем стратегию дальнейшего развития бизнеса только через механизм кооперации.

Пилотный проект запущен в прошлом году: нескольким партнерам предоставлен посадочный материал, консультации, но главное — ​гарантированный сбыт продукции. Опыт в целом получается удачным, однако есть и трудности.
Сейчас в России количество и качество мер поддержки кооперативного движения на селе беспрецедентны: прямые гранты на развитие материально-технической базы, консультации, семинары. Однако количество кооперативов в России ежегодно уменьшается. Возможно, имеются иные причины такого положения дел.

Действующий в настоящее время закон «О сельскохозяйственной кооперации» принят в 1995 году и содержит так называемую немецкую модель регулирования кооперативных правоотношений. Предусмотрен принцип равного представительства всех членов кооператива при принятии решений общим собранием (одна рука — ​один голос), независимо от уровня финансового или хозяйственного участия в деятельности и фондах. Кроме того, закон содержит целый ряд ограничений на распределение прибыли. Такая модель регулирования оптимальна для высокоразвитой рыночной конкурентной среды, в которой самостоятельные и самодостаточные сельхозпредприятия добровольно объединяются в кооператив для достижения более высоких показателей. Однако для российской действительности ситуация несколько иная. Тенденция укрупнения сельхозпроизводителей, создания вертикально интегрированных холдингов привела к ослаблению малых форм хозяйствования, а для экономически слабого субъекта главная задача — ​выжить на рынке, речи о дополнительных бонусах уже не идет. Таким образом, инициатива по созданию кооперативов в России зачастую идет не снизу, а сверху — ​от органов государственной власти.
 
В таких условиях немногочисленные кооперативы могут формироваться вокруг предприятий-лидеров, обладающих большим финансовым, организационным и рыночным ресурсом. Именно в такой ситуации «малые» получают экономические преимущества. Но описанная выше модель регулирования не создает для предприятия-лидера никакой надежной основы для ведения долгосрочного серьезного бизнеса в рамках кооператива: владение активами ограничено, а влияние на ведение общих дел зависит от волеизъявления множества мелких партнеров. В такой ситуации появление в России кооперативов в массовом порядке маловероятно. Эксперты неоднократно высказывали также мнение о целесо­бразности введения особых льготных налоговых режимов для сельскохозяйственных кооперативов.
И в связи с этим вопрос. Какие, на ваш взгляд, меры законодательного характера позволят стимулировать массовое создание и деятельность кооперативов в российском сельском хозяйстве?

«Мы считаем, что необходима отдельная государственная программа поддержки садоводческих кооперативов»
Диалог с депутатом
Николай Щербаков, генеральный директор союза «Садоводы Кубани»:
— Садоводство — капиталоемкая отрасль сельского хозяйства. После закладки сада необходимо вкладывать деньги в развитие его инфраструктуры: закупать технику, пестициды и агрохимикаты, строить ядорастворный узел. Благодаря государственной поддержке с 2014 года садоводство стало развиваться очень интенсивно — появляется много малых и средних форм хозяйствования, но зачастую им не хватает средств на реализацию серьезных проектов. Например, чтобы заложить 50 га садов, требуется порядка 15 млн рублей. Как правило, источником этих средств являются кредиты. В перспективе через 3-4 года фермер получит урожай — 1000 тонн яблок.

Если продавать продукцию с поля, то ее цена будет соответствовать себестоимости, поскольку с августа по октябрь рынок насыщен яблоками и, соответственно, цена на них падает. Чтобы получить прибыль, необходимо выждать время. Для строительства фруктохранилища емкостью 1000 тонн требуется порядка 50 млн рублей. Инфраструктура для доработки плодов (мойка, сортировка, упаковка) требует столько же денежных средств. Таким образом, общая сумма инвестиций составляет 100 млн рублей. Ни один из фермеров, который самостоятельно развивает бизнес, позволить себе такие расходы не может. Если государство не окажет поддержки, то в скором времени активный интерес, возникший к данному направлению деятельности, может угаснуть — ​люди просто не смогут стать конкурентоспособными. В европейских странах эта проблема решается за счет объединения фермеров в кооперативы и государственного финансирования. Так, например, происходит в Польше. Там участники Евросоюза субсидировали закладку высокотехнологичных садов и строительство плодохранилищ. Фермеры сдают свою продукцию кооперативам, те ее продают по выгодным ценам. Как результат, в Польше выращивается 5 млн тонн яблок ежегодно. Для сравнения: в нашей стране — ​800 тыс. тонн в год. При этом, чтобы полностью отказаться от импорта, необходимо выращивать 4 млн тонн яблок ежегодно. В нашем регионе действуют программы поддержки фермеров. Кооперативы, начавшие работать менее года назад, могут получить грант. Для этого нужно разработать бизнес-план и представить его на конкурс. В этом году одно из фермерских хозяйств даже стало победителем. Но, во‑первых, полученных средств недостаточно для полноценного развития, а во‑вторых, приоритет в Краснодарском крае обычно отдается проектам, связанным с животноводством. Считаем необходимым разработать отдельную меру государственной поддержки садоводческих сельскохозяйственных кооперативов в виде выделения гранта в размере 95% от планируемых затрат на создание инфраструктуры для хранения и товарной доработки плодов. Предложения союза «Садоводы Кубани» будут озву­чены в ходе работы парламентских слушаний на тему «Законодательные аспекты развития сельскохозяйственной кооперации» в Госдуме РФ.