Ирина Теларова: «Выбирая продукцию со знаком «Сделано на Дону», покупатель не только приобретает качественный продукт, но и вносит вклад в экономику региона»

Ирина Теларова: «Выбирая продукцию со знаком «Сделано на Дону», покупатель не только приобретает качественный продукт, но и вносит вклад в экономику региона»

В 2018 году система сертификации качества «Сделано на Дону» отметит юбилей — пять лет. Сегодня 36 предприятий-производителей и 6 предприятий общепита вправе маркировать продукцию знаком «Сделано на Дону»
В 2018 году система сертификации качества «Сделано на Дону» отметит юбилей — пять лет. Сегодня 36 предприятий-производителей и 6 предприятий общепита вправе маркировать продукцию знаком «Сделано на Дону». «Вестник АПК» начинает цикл публикаций о качественных продуктах. Старт спецпроекту был дан в ходе круглого стола в ИД «ЕвроМедиа» с участием директора департамента потребительского рынка Ростовской области Ирины Теларовой.

Система добровольной сертификации «Сделано на Дону» начала действовать в регионе с 2013 года, и тогда же был определен порядок применения знака соответствия системы, который является дополнительным гарантом качества продукции, прошедшей систему сертификации. «Этому предшествовала глобальная работа по изучению подобных систем в других регионах, — рассказала Ирина Теларова. — Наша система стала уникальной, не похожей ни на одну из региональных систем, потому что мы положили в ее основу интересы потребителя, который каждый день приобретает продукцию в магазинах области. То есть, с одной стороны, перед нами стояла задача стимулировать производителя повышать качество продукции, с другой стороны — обеспечить нашему потребителю качественный товар».
При старте программы губернатор Ростовской области Василий Голубев, который, собственно, и выступил ее инициатором, поставил еще одну задачу — сделать знак «Сделано на Дону» узнаваемым и в других регионах Российской Федерации. «Например, многие из нас знают, что автомобили известной марки, которые производятся в Баварии, — одни из лучших в автопроме, и знак, который стоит на таких машинах, является гарантом надежности и качества, — говорит директор департамента. — И нам необходимо было с помощью знака «Сделано на Дону» сформировать такой же ассоциативный ряд у потребителей всех регионов, когда продукция, выпущенная в Ростовской области, воспринималась бы как исключительно качественный товар. А мы как правительство региона гарантируем это качество, ведь именно правительство выдает некий кредит доверия каждому производителю, когда принимает решение, что производитель достоин нести знак «Сделано на Дону».
По словам Ирины Теларовой, система добровольной сертификации завоевывала доверие как потребителей, там и производителей постепенно. Однако вопреки опасениям донские производители достаточно активно включились в систему сертификации. Сегодня 1687 наименований продукции 36 предприятий промаркированы знаком «Сделано на Дону».

Стимулом для производителей стал растущий интерес потребителей, для которых маркировка продукции знаком стала гарантом качества. Важную роль в развитии бренда «Сделано на Дону» сыграли и предприятия сетевой торговли, и автономной розницы, которые стали активно размещать такую продукцию на своих полках, так как это реально повышало продажи товаров. Сегодня 45% торговых организаций региона берут на реализацию продукцию с донским знаком качества и продают ее, применяя специальную навигацию. «Для них это тоже выгодно, потому что, во-первых, покупатель реагирует на знак качества, — пояснила Ирина Теларова. — А во-вторых, сами сети говорят, что они заинтересованы в поставке продукции со знаком качества, потому что у них меньше претензий к производителю, а у потребителей меньше жалоб на эту продукцию».
В пользу развития системы сыграл и растущий тренд полезного питания и ответственного отношения к здоровью, который сформировался в российском обществе. «Буквально каждый день мы слышим, что где-то обнаружены некачественные продукты, найдены фальсификаты. Это животрепещущая тема, особенно когда речь идет о подрастающем поколении, — сказала директор департамента. — И наши социологические исследования, которые мы проводим ежегодно, показывают, что если на начальном этапе работы системы узнаваемость бренда была на уровне 20%, хотя для первого года это тоже неплохо, то сегодня 83% потребителей ориентируются на донскую продукцию, на продукцию со знаком «Сделано на Дону». Потребители выбирают эти товары не случайно. Товары, получившие знак качества, в течение всего срока действия знака, подлежат аудиту. «Когда предприятие впервые получает сертификат, оно получает его на год. В течение этого времени происходит активный инспекционный контроль, — пояснила Ирина Теларова. — Стоит отметить, система достаточно жесткая, и у нас бывали случаи отзыва сертификатов, потому что было выявлено несоответствие. Сегодня около 20 предприятий имеют сертификат уже на 3 года. То есть это так называемый оправданный кредит доверия. И это говорит о том, что в течение трех лет мы будем исследовать эту продукцию».

До недавнего времени сертификат «Сделано на Дону» получали производители продуктов питания и непродовольственных товаров. В нынешнем году реестр пополнился за счет предприятий общественного питания. «Это еще один масштабный проект в рамках донской системы качества, — пояснила Ирина Теларова. — Когда в 2015 году губернатор встречался на экспертной площадке с бизнес-сообществом, обсуждалась тема «Сделано на Дону», и мы получили от главы региона поручение проработать возможность расширения перечня сертификации услуг».
Его решили начать со сферы общественного питания. И в 2016 году в реестре появилась еще и система добровольной сертификации в сфере оказания услуг общественного питания. «Надо сказать, что желающих ее пройти было достаточно много, — рассказала директор департамента. — Но прошло почти 1,5 года, и сейчас мы имеем всего 6 предприятий, которые сертифицировали 10 объектов общественного питания. Что это значит? По большому счету принципы те же: качественно оказанные услуги и качественный конечный продукт, который предоставляют потребителю». Важным условием было соблюдение всех требований и стандартов, в том числе внедрение принципов ХАССП, которые имеются далеко не у всех компаний. И это послужило причиной отказа сертификационного органа.
Кафе или ресторан для получения донского знака качества должны на 50% использовать для приготовления блюд местную продукцию. «Причем в эти 50% мы включаем и алкоголь, потому что мы все-таки винодельческий регион и стремимся к развитию туристического потенциала, — поделилась Ирина Теларова. — А популяризация региона через гастрономические предпочтения является подспорьем для продвижения туризма. Ведь часто каждый из нас, будучи гостем в каком-либо регионе или в стране, приходит в заведения общепита, чтобы почувствовать на вкус колорит региона, и заказывает местные блюда и напитки».

Говоря об итогах работы системы сертификации накануне юбилея, Ирина Теларова призналась, что сегодня достигнута очень высокая планка. «Она достигнута не просто потому, что покупатель выбирает продукцию со знаком «Сделано на Дону», потребляет ее как качественный продукт, — уверена она. — Важная составляющая — настроение потребителей. Опрошенные нами потребители четко понимают, что, приобретая продукцию местных производителей, они делают существенный вклад в экономику региона. Вот такой потребительский патриотизм».