Открыть границы для птицы

Открыть границы для птицы

Российские птицеводческие хозяйства пошли в наступление на экспортные рынки
Мясо птицы — самый ходовой товар на отечественном рынке мясной продукции. Производство колбасных изделий крепко подсело на курятину эдак лет двадцать назад. От мяса птицы не отказываются ни фастфуды, ни комбинаты детского питания, ни предприятия HoReCa. Всему «виной» — низкая цена, условно диетическая составляющая, быстрые темпы роста отрасли, а также возможность выйти с таким продуктом на зарубежные рынки.

В начале 2018 года объявили о своем закрытии порядка 10 крупных российских птицефабрик. Многие по причине борьбы с птичьим гриппом. Практически свернули производство Великоустюгская птицефабрика, «Ивановский бройлер» и «Чувашский бройлер». Более 10 лет лидером птицеводческой отрасли остается Белгородская область. Холдинг «Белая птица» в год выпускает свыше 320 тыс. тонн куриного мяса в год. Но с запуском своих фабрик в Ростовской и Курской областях холдинг начало будоражить от многомиллионных долгов перед кредиторами. Однако пока крупные пернатые монстры проигрывают войну микробам, многие средние производители птицы остаются на плаву, более того, подумывают осваивать зарубежные рынки. А почему бы и нет! Птицеводы взялись за дело с особым энтузиазмом.

Высокая проходимость
Сегодня российской птицей заинтересовались многие страны, но больше всех — Китай. С начала 2019 года с Поднебесной было подписано уже более 25 договоров на поставки курятины из России. Предприятия-поставщики прошли все муки ада проверок китайских ветеринарных служб. Среди них птицефабрики Пензенской, Воронежской областей, Подмосковья.
Но вот вопрос — потянут ли наши птицеводы объемы поставок в Китай? И хватит ли кормовой базы? Мощностей? Одними из главных составляющих рациона питания птицы сегодня являются соя и соевый шрот. В последнее время цена на них стала заметно расти. «Себестоимость производства птицы удастся снизить, если будет решена проблема с импортом сои и соевого шрота, — утверждает глава исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. — Эти компоненты необходимы для кормопроизводства, за которые сегодня Россия платит почти на 30% больше, чем конкуренты на мировом рынке. Мясо птицы станет более доступным. За этим последуют и рост потребления, и новый толчок в наращивании экспорта».
Также слегка просело производство премиксов для кормления птицы (специальные биологически активные смеси). За восемь месяцев оно сократилось на 0,3% и составило 18,1 тыс. тонн. Повышение стоимости кормов сразу повлияло на цену птицы. По данным Единой межведомственной статистической системы (ЕМИСС), в августе 2019 года средняя цена охлажденных и замороженных тушек бройлера на российском рынке составила 146,9 рубля за килограмм. Цена на мясо курицы выросла на 1,2% в сравнении с июлем и на 7,1% — с августом 2018-го.

Готовы к выезду
Производство птицы с 3,5 млн тонн в 2013 году выросло до 6,1 млн тонн в 2018-м. По оценкам экспертов, рост производства спровоцирует развитие экспорта мяса птицы, например в Китай. Поставки в КНР могут превысить 100 млн долларов уже в 2019 году. «Китай сегодня является одним из наиболее перспективных экспортных рынков для России, — подчеркивает заместитель министра сельского хозяйства Максим Увайдов. — В этом году наша страна уже поставила в КНР 18,7 тыс. тонн мяса птицы на сумму свыше 41 млн долларов. При этом динамика поставок от месяца к месяцу демонстрирует уверенный рост, увеличившись с 54 тонн в феврале 2019 года до более чем 7,5 тыс. тонн в августе. По нашим оценкам, к концу года объем экспорта данной продукции в Китай может превысить 100 млн долларов».
Сегодня перед отраслью стоит задача интенсифицировать экспорт мяса птицы (курицы и индейки), а также субпродуктов на рынок КНР. На настоящий момент поставки мяса птицы в Китай уже может осуществлять 31 российская компания. Более того, растет интерес по включению в этот перечень со стороны других производителей.
В обозримом будущем в РФ продолжится работа по расширению поставок отечественной мясной продукции на перспективные рынки сбыта, где птица будет стоять в первых строчках в списке. Для этого понадобится наладить взаимодействие с профильными службами иностранных государств, что позволит снять тарифные и другие ограничения и открыть границы для российской птицы.

Вместе на экспорт
В 2019 году в России был создан создан Национальный союз птицеводов (НСП). В совет директоров союза вошли представители крупнейших российских производителей мяса птицы, занимающих свыше 60% рынка: ГК «Ресурс», Группа «ПРОДО», Группа «Черкизово», «Приосколье», «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева и агропромышленный холдинг «БЭЗРК-Белгранкорм». «Мы планируем направить значительные усилия на активное продвижение и популяризацию мяса птицы российского производства на внутреннем и зарубежных рынках, — отметил генеральный директор НСП Сергей Лахтюхов. — Также целями союза станут выполнение аналитической работы для информирования госструктур по вопросам развития национального птицеводства и выработка рекомендаций заинтересованным федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти по формированию благоприятной бизнес-среды для дальнейшего роста производства мяса птицы в России».

С помощью науки
Еще один насущный вопрос для птицеводства России — племенной материал. Минсельхозом РФ была разработана подпрограмма по созданию отечественного конкурентоспособного кросса бройлеров, отличающегося высокой продуктивностью и жизнеспособностью. Подпрограмма будет действовать в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. На ее реализацию планируется выделить более 8,2 млрд рублей.

Сегодня в России доля использования импортного племенного материала родительских мясных кроссов кур бройлерного типа находится на уровне 98%. По оценкам специалистов, в РФ работают две транснациональные компании, которые поставляют 400 млн инкубационных яиц и 6 млн суточных цыплят прародительских и родительских форм. При этом сокращение числа поставщиков до двух основных производителей привели к реальному повышению стоимости ввозимого племенного материала. В 2019-2020 годах предусмотрено выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по селекции птицы, строительство ферм для размещения селекционного стада и селекционно-генетической лаборатории. На втором этапе — в 2021-2025 годах — запланирована госрегистрация нового оте­чественного высокопродуктивного кросса мясных кур «Смена» и коммерциализация проекта путем привлечения партнеров для создания репродукторов первого порядка.

Результатом подпрограммы станет создание не менее четырех исходных линий, используемых для выведения нового кросса, появление как минимум одного кросса, по которому заключены лицензионные договоры на использование селекционного достижения на срок не менее трех лет, а также увеличение доли нового отечественного кросса бройлеров в общем объеме их реализации в стране не менее чем на 15%.