Рожки да ножки

Рожки да ножки

Эпизоотическая обстановка в нашей стране остается неблагоприятной по целому ряду инфекционных болезней животных
В планах России — нарастить к 2024 году экспорт сельхозпродукции в два раза, до 45 млрд долларов. Задача реальная, учитывая нынешние темпы роста агропромышленного комплекса. Однако эксперты уверяют: страна может лишиться такого успеха в случае неконтролируемого ухудшения ветеринарно-эпизоотической ситуации.

Последние два года Россия ежегодно поставляет за рубеж агропродовольствия на 25 млрд долларов. Это выше целевых показателей, установленных в федеральном проекте «Экспорт продукции АПК». По сообщениям министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева, страна поставляет продукцию АПК в 160 стран. При этом работа по открытию новых каналов сбыта не прекращается. Только в минувшем году российская продукция появилась на прилавках в 19 новых странах. Серьезной победой, по словам главы минсельхоза, стали договоренности с Китаем, куда с января 2020 года поставляется российская говядина и мясо птицы.

Шанс на миллион
Такой успех не случаен. 2020 год — время кардинальных перемен на мировом рынке мяса. Эксперты прогнозируют в ближайшие годы дефицит свинины и другого животного белка. Всему виной — африканская чума свиней (АЧС). Вирус АЧС, который распространяется в странах Юго-Восточной Азии, уже привел к серьезному экономическому ущербу. В Китае пришлось ликвидировать 40% поголовья свиней. Для человека вирус АЧС опасности не представляет, но не исключена его мутация, подчеркивают эксперты подведомственного Россельхознадзору Федерального центра охраны здоровья животных. Эксперты уверены, что масштабы распространения АЧС в Евросоюзе намного шире официально заявленных, так как Еврокомиссия старается сохранить статусы крупнейших экспортеров свинины. Правительства ведущих стран проявляют чрезмерную активность по дополнительному продвижению своих производителей на этот рынок. Не должна упустить такую возможность и Россия. Это отличный шанс нарастить экспорт мяса, а также ряд другой агропродукции в Юго-Восточную Азию, в том числе в Китай, за счет повышения урожайности в растениеводстве и диверсификации производства.

Как отмечала в интервью «Вестнику АПК» директор департамента ветеринарии Минсельхоза РФ Мария Новикова, сегодня перед сельхозотраслью России стоит задача повышения экспорта. «Поэтому как никогда необходимы координация деятельности госветслужбы, усиление контроля за хозяйствующими субъектами с низким уровнем биологической защиты и установление возможности использования фармацевтических субстанций, допущенных к обращению органами здравоохранения, для производства ветеринарных препаратов. Для этого Минсельхозом РФ разработан ряд специальных законопроектов», — подчеркнула Мария Новикова.

«На наших глазах развивается непростая ситуация с АЧС в Китае, Вьетнаме, Таиланде и в других странах Юго-Восточной Азии, где сосредоточено свыше 60% мирового объема производства и потребления свинины, — говорит Сергей Новиков, генеральный директор группы компаний «Агропромкомплектация». — В России за последние 13 лет в свиноводство вложено более 500 млрд руб. частных инвестиций. За счет этого страна вышла на полную самообеспеченность. Но этот успех легко потерять в случае неконтролируемого ухудшения ветеринарно-эпизоотической ситуации».

Риски для бизнеса
Опасения крупнейших производителей мяса оправданы. Согласно статистике Россельхознадзора, эпизоотическая обстановка в России остается неблагоприятной по ряду инфекционных болезней животных. В 2016 году прерван длившийся шесть лет период благополучия по высокопатогенному гриппу птиц. Выявляются случаи сибирской язвы, ящура, нодулярного дерматита, бешенства, оспы овец и коз, бруцеллеза. Сложная эпизоотическая ситуация сохраняется по лейкозу КРС, в том числе в хозяйствах, имеющих племенной статус. Чтобы исправить ситуацию, в регионах актуализированы планы по оздоровлению от лейкоза КРС на период 2016-2020 гг. С учетом этого к январю 2021 года на территории страны не должно остаться инфицированных животных.

Серьезные риски для бизнеса есть из-за масштабного распространения АЧС, которая уже прошлась по 60 субъектам. Очаги африканской чумы свиней регистрируются ежегодно: в 2017 году в 23 регионах, в 2018-м — в 18. Появилась тенденция возвращения болезни на благополучные (за последние 3 года) территории. В 2016 году Россельхознадзор оценил прямые потери от АЧС в 800 тыс. голов и 5 млрд рублей, непрямые, по разным оценкам, составили свыше 75 млрд рублей. Эпизоотическая ситуация по АЧС усугубляется рядом неурегулированных правовых вопросов. Речь идет о циркуляции вируса в дикой фауне и разведении поголовья в личных подсобных хозяйствах. Эксперты уверены, что отсутствие ветконтроля и отчетности в частном секторе — это угроза всему животноводческому сектору. В связи с этим в отрасли с замиранием сердца ждут внесения поправок в закон «О ветеринарии», согласно которому абсолютно все домашние животные будут промаркированы. Соответствующий законопроект, разработанный Минсельхозом РФ, одобрила правительственная комиссия по проведению административной реформы. После проработки документ внесут в Госдуму. Как отметили в министерстве, действующее законодательство не позволяет отследить товары, которые контролирует госветслужба. Отсюда невозможность оперативно выявить источник распространения заболевания. Законопроект призван исправить эту ситуацию.

Медкарта животного
В появлении процедуры идентификации заинтересованы регионы, так как «прописку» и состояние здоровья буренки легко выяснить в любой момент, а это дополнительная защита агрорынка от фальсификата. Многие субъекты даже начали проводить процедуру регистрации самостоятельно. Однако без единой федеральной информационной базы это бесполезно: нет возможности обмениваться сведениями. К примеру, Башкирия является одним из 10 пилотных регионов, где эта процедура появилась еще в 2018 году. Причина — вспышка ящура в нескольких районах. В итоге в республике идентифицировано 95% сельскохозяйственных животных. Процедура предусматривает регистрацию животных в единой электронной базе с присвоением уникального номера из 11 букв и цифр. Башкирия в списке регионов, которые просят Госдуму распространить идентификацию на всю страну, так как подобная мера предотвратит незаконный ввоз животных, поможет находить скот, минимизирует распространение бешенства и других заболеваний среди бродячих животных.

В 2019 году к электронной маркировке приступили на Ямале, в ХМАО-Югре и ряде других регионов. Северным оленям установили электронные бирки, а информация о животных занесена в единую информационную базу по моделированию и прогнозированию социально-экономического развития коренных народов Севера. «Идентифицировано практически все поголовье оленей, — сообщил Андрей Кляцкий, руководитель Ветеринарного центра БУ ХМАО-Югры. — Животные промаркированы электронными бирками. Благодаря этому ветврачи отслеживают перемещение стада, вовремя диагностируют болезни, ставят диагноз и, согласно плану, ведут профилактику». Проведением этих мероприятий и ограничивается зона ответственности сотрудников учреждений госветслужбы с 1 января 2020 года. Проверять предприятия с мясной, молочной или рыбной продукцией отныне может только инспектор территориального управления Россельхознадзора. У региональных ветслужб больше такого права нет.

Четкий стандарт
Соответствующий закон о ветеринарном надзоре подписан президентом 28 декабря 2019 года. Раньше проверять предприятие могли как региональные, так и федеральные инспекторы. Очевидно, эти функции дублировались и создавали чрезмерную нагрузку на бизнес. Кроме того, в нескольких регионах существовали собственные положения о ветнадзоре, куда было вписано, по сути, все что угодно. В итоге скрывались факты распространения заразных болезней. Несвоевременно исключалась из оборота небезопасная для здоровья людей животноводческая продукция. «В регионах часто хотели получать деньги за выдачу ветеринарных документов, подменяя этим работу ветслужбы. Считаю, принятие закона большой победой. Будем выстраивать нормальную систему. Федеральные органы работают в рамках прозрачной и известной всем нормативной базы. В случае с федеральным ветеринарным инспектором — в рамках федерального закона о ветеринарии. Поэтому для контроля и принятия решений теперь определены четкие, общие для всех стандарты», — отметил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.
По данным Россельхознадзора, с нового года ведомство получило полномочия по проверкам более чем 230 тыс. региональных предприятий, к ним добавляются еще более 250 тыс. объектов федерального надзора. Большая часть работы будет проводиться с использованием информационной системы электронной ветеринарной сертификации «Меркурий».

Маркирование — это нанесение, закрепление или введение в тело животного визуальных или смешанных средств идентификации
В случае принятия документа учет, которым займутся аттестованные сотрудники госветслужбы, будет проводиться путем предоставления информации о маркировке в Федеральную информационную систему в области ветеринарии («Меркурий»). Полномочия по учету животных будут закреплены за регионами. Это не первая попытка маркировать домашних коров, свиней и птиц. Нормы, устанавливающие обязательный учет и идентификацию домашних животных, приняты еще в 2015 году в рамках закона «О ветеринарии», однако подзаконные акты до сих пор не вступили в силу. При этом все, что касается коммерческих сельхозживотных, уже сделано. Например, продать без маркировки свинину или говядину сегодня невозможно.