С Думой об АПК

С Думой об АПК

Чего российские аграрии ждут от нового состава Государственной думы?
Несмотря на увеличившееся финансирование отрасли, у отечественных сельхозтоваропроизводителей остается немало вопросов к федеральным органам власти. Большие ожидания они связывают с депутатским корпусом, сформированным по результатам выборов 18 сентября. «Вестник АПК» опросил аграриев в различных регионах страны и выяснил, какие проблемы требуют приоритетного внимания и решения Госдумой.

Александр Петров, генеральный директор группы компаний «Иррико», Ставропольский край:
— О серьезном развитии бизнеса при существующих ставках по долгосрочным кредитам (10% и выше), большом количестве госкомпаний, а значит, и при ограничении конкуренции говорить сложно. Власть должна контролировать инфляцию, работать над улучшением инвестиционного климата, снижением доли государства в реальном секторе, повышением уровня конкуренции во всех сферах экономики и ее открытостью. При соблюдении этих условий произойдет приток капитала, ставки по кредитам начнут падать, и можно будет говорить об устойчивом развитии бизнеса. При принятии законов необходимо учитывать региональную принадлежность сельхозпредприятий, поскольку на результаты их экономической деятельности значительное влияние оказывают природно-климатические условия. Нужно перейти от карательной системы регулирующих органов (нарушив какой-то пункт требований пожарной безопасности или Трудового кодекса, организация платит штраф до 500 тыс. рублей) к консультативной и сервисной. Следует проводить тренинги, внедрять лучшие практики. За первое нарушение — не штрафовать, а выносить предупреждение, и только в случае систематического невыполнения требований постепенно повышать штрафы. Правила игры не должны постоянно меняться, чтобы бизнес имел возможность планировать хотя бы на перспективу пяти-семи лет. Часто у нас запускается хорошая программа поддержки государством того или иного направления, компании начинают вкладываться в проекты, однако потом оказывается, что денег в бюджете просто нет.

Виктор Бородаев, генеральный директор ООО «Агрофирма «Целина», Ростовская область:
— Проблемы в АПК есть, но их решение зависит не столько от Думы, сколько от государственной политики в отношении отрасли в целом. Например, много говорится о том, что отечественное сельское хозяйство должно совершить инновационный прорыв. Для этого необходимо повышать производительность труда, что в свою очередь требует наличия современной эффективной техники. Важно развивать сельхозмашиностроение. «Ростсельмаш» сделал очень хороший комбайн с точки зрения и цены, и качества. Но что станут делать аграрии, если завод начнет продавать его дороже? А это непременно произойдет, потому что для наращивания объемов производителю потребуется больше оборотных средств. И потом, «Ростсельмаш» — один на всю страну. Раньше завод выпускал 70 тыс. комбайнов в год, хороших или не очень, но выпускал. А сегодня с его конвейера сходит всего порядка 5 тысяч, притом что многие хозяйства страны нуждаются в модернизации, поскольку работают на технике еще 90-х годов. Другая проблема — финансирование АПК. Сегодня на поддержку отрасли выделяются миллиарды рублей, однако немалая часть денег распыляется, тогда как они должны иметь целевое назначение. Комфортно чувствуют себя крупные агрохолдинги, инвестирующие в развитие значительные средства, поэтому у них есть перспектива. А какая перспектива может быть у мелких сельхозпредприятий, которых большинство? Об их поддержке государству нужно думать в первую очередь.

Александр Титов, руководитель КФХ «Титово», Краснодарский край:
— Самый главный вопрос — налоги с земли должны оставаться в том поселении, в которой она находится. Это очень важный момент, если мы хотим, чтобы село не умерло, а жило и развивалось. Сейчас же налоги уходят в города, где зарегистрированы предприятия: в Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов... Второе пожелание — размер единого сельхозналога должен зависеть от кадастровой стоимости земли, тогда и пустующих площадей не будет, и реальные объемы урожая аграрии перестанут скрывать. Нужны четкие правила игры, при которых собственник должен либо заплатить за землю, либо отказаться от нее. В выигрыше окажутся все: чем больше гектаров вовлечено в севооборот, тем больше производится продукции; чем больше производится продукции, тем больше насыщен рынок; чем больше насыщен рынок, тем ниже цена. Третий момент — наличие в хозяйствах современной и эффективной техники. Предоставляемая при покупке новых сельхозмашин российского производства скидка в размере 25% — хорошее подспорье. Но гораздо лучшим подарком для нас стало бы снижение ставки по кредитам хотя бы до 5%. И четвертый актуальный вопрос — участие государства в подготовке кадров для АПК. А работы на селе хватит, главное — обеспечить достойную зарплату.

Ляна Арипшева, генеральный директор ООО «Сады Эльбруса», Кабардино-Балкария:
— В такой огромной стране, как Россия, много земли и людей, которые хотят на ней работать. Поэтому если будет господдержка именно отечественного производителя, в частности посредством отказа от импорта либо его ограничения, то мы вполне способны обеспечить население страны продовольствием. Скажем, запрет на ввоз польских яблок уже увеличил спрос на местные фрукты. Однако на пути развития бизнеса встречается целый ряд препятствий, в первую очередь высокие процентные ставки по кредитам — в среднем 15-18%, так что даже с учетом субсидирования государством 2/3 от ставки рефинансирования нагрузка остается высокой. Неплохо было бы упростить и саму схему кредитования. Сейчас процедура выглядит так: сельхозпроизводитель, получив кредит, отвлекает собственные средства на погашение процентов по нему, затем собирает по осуществленным расходам пакет документов, утверждает его в банке, подает в минсельхоз на возмещение части затрат по выплате процентов. Если бы, к примеру, проценты субсидировались (либо снижалась процентная нагрузка в виде льготирования) сразу, через банк, то не было бы нужды отвлекать собственные средства, и сельхозпроизводитель смог бы сразу более рационально распоряжаться ими, не тратя при этом лишнее время.

Магомет Болоков, генеральный директор ОАО «Дондуковский элеватор», Республика Адыгея:
— Я бы обозначил три проблемы. Первая — техника. Еще два-три года назад мы покупали хорошие импортные машины, но из-за скачка курса валют они подорожали более чем в два раза и стали для нас недоступными. «Ростсельмаш» делает приличные комбайны, а вот приличные трактора в России не выпускают. Вообще в стране нет современного тракторного завода. Кировский завод вроде бы восстановил производство, но, во-первых, речь идет всего об одном классе машин, а во-вторых, в нем все равно много импортных комплектующих. Поэтому тракторостроение необходимо восстанавливать в первую очередь.
Вторая проблема — кадровая: на селе практически некому работать. Еще три-четыре года, и старшее поколение механизаторов и трактористов уйдет на пенсию, и с кем мы останемся? Нужно реанимировать прежнюю систему подготовки специалистов: открывать ПТУ, организовывать курсы, чтобы молодежь видела стимулы и шла работать в АПК. А хорошие заработки мы гарантируем. Третья проблема — цены на зерно на внутреннем рынке жестко привязаны к мировым. Весной пшеница 4-го класса стоила до 12 рублей, а сегодня — 8-8,2. Скачки очень большие! Из-за этого нам сложно планировать развитие бизнеса. Нужны фиксированные цены, и вообще нужна государственная политика ценообразования.