Сергей Катырин: «Основная причина роста российского экспорта — наше стремление слезть наконец с сырьевой иглы»

Сергей Катырин: «Основная причина роста российского экспорта — наше стремление слезть наконец с сырьевой иглы»

В 2017 году экспорт несырьевой неэнергетической продукции России увеличился на 22,5% и достиг 134 млрд долларов
Этому способствовали улучшение мировой конъюнктуры, рост контрактных цен и объемов продаж, повышение качества товаров и расширение их ассортимента. Наибольшая динамика зафиксирована на рынках Китая, Египта, Турции, США и Финляндии. Успешно развиваются контакты со странами ЕАЭС, особенно с Казахстаном и Беларусью. На поддержку экспорта мобилизованы государственные и общественные структуры. Торгово-промышленная палата РФ сформировала сеть загранпредставительств и почетных представителей в странах от США и Латинской Америки до Африки и Австралии. Опорным звеном в содействии выходу бизнеса на внешние рынки стали 75 деловых советов при ТПП. Подробности — в эксклюзивном интервью президента палаты Сергея Катырина.

Один из 12 национальных проектов в рамках реализации нового майского указа президента России Владимира Путина посвящен развитию международной кооперации и экспорта. Как вы оцениваете сегодняшние возможности отечественных компаний, поставляющих свою продукцию на внешние рынки? Какие отрасли лидируют по объемам поставок и чем это можно объяснить?
То, что возможности наши растут, хотя и не такими темпами, как бы нам хотелось, — факт. Основная причина этого — наше стремление слезть, наконец, с сырьевой иглы. Уж слишком больно и явно показал нам нашу зависимость от нее мировой кризис, когда мировые цены на нефть и другие сырьевые товары упали. Нам пришлось нелегко, тем более, что тогда же Запад стал вводить антироссийские санкции.
Мы все равно выстояли, начали наращивать несырьевой экспорт. И, я очень на это надеюсь и в это верю, продолжим так работать дальше.
В стоимостном выражении экспорт несырьевых неэнергетических товаров России увеличился в 2017 году по сравнению с 2016-м на 22,5% и достиг 134 млрд долл. А вот в нашем экспорте в страны АСЕАН товары высокого передела заняли вообще порядка 80%, хотя, к сожалению, сами объемы продаж в эти государства не так велики. Но все, как говорится, впереди.

Главный внешний фактор роста — улучшение мировой общехозяйственной и товарной конъюнктуры, повышение средних контрактных цен, рост объемов продаж. Немаловажный внутренний фактор — мобилизация государственных и общественных структур, включая ТПП РФ, на решение задач поддержки экспорта. Безусловно, сыграли свою роль и повышение качества российских товаров, и расширение их ассортимента при сохранении умеренных цен.
Основной прирост несырьевого неэнергетического экспорта мы получаем за счет металлопродукции, машинно-технических изделий, продовольствия и химических товаров. Наибольший прирост несырьевого экспорта получен на рынках Китая, стран ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия), Египта, Турции, США (да-да, именно США, несмотря на санкции), Финляндии.

Увеличению экспорта в этих отраслях способствовали и благоприятная ценовая политика, и господдержка. Реализация приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности» привела к росту на 31% в стоимостном выражении экспорта продукции автомобилестроения. Значительно расширились продажи железнодорожного подвижного состава, отдельных видов сельхозтехники и др. Хорошо себя чувствует на внешних рынках наш IT-сектор.
Среди перспективных отраслевых направлений экспорта — многие виды гражданской машинно-технической продукции, нефте- и газотехника, фармацевтика, широкий круг продовольственных товаров, включая животноводческую и органическую продукцию, экологически чистые пищевые и лесные продукты и др. Большой потенциал имеет экспорт товаров и услуг атомного комплекса, программного обеспечения и услуг по его разработке, различных технологических и креативных услуг, услуг в сфере образования и медицины.
До конца нынешнего года осталось совсем немного. Подведем итоги, посмотрим, как выглядит динамика экспорта…

Какие факторы, по вашему мнению, пока сдерживают наращивание российского экспорта?
Сдерживают экспорт сравнительно невысокая конкурентоспособность многих наших обрабатывающих производств, внутренние и внешние барьеры. ТПП РФ и ее профильный Комитет по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности с участием региональных палат проводили большое исследование на эту тему.
Так, большое число претензий по-прежнему касается сертификации продукции отечественного производства за рубежом. Наличие сертификатов соответствия требованиям внешних рынков — одно из основных условий выхода на внешние рынки. Сегодня без них практически невозможно реализовать на мировом рынке высокотехнологичную продукцию и другие товары, имеющие высокую добавленную стоимость.

Что нужно предпринять, чтобы наши компании чувствовали себя на зарубежных рынках более уверенно?
Анализ показал, что экспортеры в меньшей степени нуждаются в информационно-аналитической и маркетинговой поддержке государства при выходе на внешние рынки. От государства ждут прежде всего устранения имеющихся административных и торговых барьеров, а также практическую адресную помощь. В целом мы в Палате считаем имеющиеся и разрабатываемые программы поддержки и развития экспорта как востребованные и эффективные.
Конечно, далеко не все отечественные предприятия довольны тем, как реализуются программы по поддержке экспорта. Поэтому формы, механизмы и методы поддержки постоянно совершенствуются. Собственно, речь идет о создании, насколько это возможно у нас в стране, режима наибольшего благоприятствования для экспортеров. Продолжается инвентаризация внутренних ограничений и барьеров для экспорта, причем связанных не только с пересечением границы. Это довольно долгая и непростая работа — надо не только определить барьер, но и максимально его снизить или вовсе убрать.
Нужно также расширять линейку финансовых и нефинансовых продуктов для экспортеров с акцентом на малый и средний бизнес. Речь идет об услугах международного факторинга, страховании освоения внешних рынков, едином окне, региональной инфраструктуре поддержки…
Национальная система поддержки экспорта в последнее время получает значительную финансовую подпитку. Но у наших конкурентов пока возможности шире. Так, объем официального экспортного финансирования каждого из пяти крупнейших зарубежных экспортных кредитных агентств (Китая, Республики Корея, Японии, Канады, Индии) пока на несколько порядков превышает современный российский уровень. Но не все получается сразу. Мы работаем.

А какие инструменты поддержки экспорта предлагает ТПП России?
Для содействия нашим экспортерам ТПП РФ сформировала сеть штатных загранпредставительств и почетных представителей Палаты за рубежом: 10 штатных представительств и 23 почетных представителя в странах от США и Латинской Америки до Африки и Австралии. Они предоставляют информацию об особенностях ведения бизнеса в странах пребывания, о потребностях и возможностях зарубежных рынков товаров и услуг, наличии в них ниш для российских поставщиков, оказывают помощь в поиске иностранных партнеров, осуществляют проверку благонадежности местных контрагентов и многое другое.
Опорным звеном в содействии выходу бизнеса на зарубежные рынки стали 75 деловых советов при ТПП РФ по сотрудничеству с зарубежными странами. География деятельности деловых советов обширна: Ближний и Средний Восток, страны Африки, Азия, Европа, страны СНГ и другие постсоветские государства, Америка. Деловые советы создаются под эгидой Палаты по инициативе предпринимательских кругов и призваны продвигать интересы своих предприятий-членов на соответствующих направлениях, отстаивать их позиции, в том числе через использование возможностей ТПП России и участие в деятельности межправкомиссий.
ТПП РФ ставит перед деловыми советами задачу активно вовлекать в свою работу малый и средний бизнес, прежде всего региональный, продвигать конкретные проекты двустороннего сотрудничества.

В последнее время заметно активизировались экономические процессы на постсоветском пространстве, в частности в рамках Евразийского экономического союза, который объединяет уже пять стран бывшего СССР. По вашим наблюдениям, увеличивается ли с годами присутствие на рынках Казахстана, Беларуси, Армении, Кыргызстана компаний из России? Какая продукция преобладает в структуре экспорта? Расширяется ли ее линейка?
Да, присутствие увеличивается, правда, на разных направлениях по-разному. Например, в Казахстане, по оценкам, сегодня насчитывается около 12 тысяч российских предприятий, работающих практически во всех отраслях экономики. Это примерно треть всех иностранных компаний вообще на территории Казахстана. Эксперты считают, однако, что их еще больше. Мол, нередко российские капиталы попадают в Казахстан через офшоры и, следовательно, признаются иностранными. Предприниматели из РФ в несколько раз чаще открывают предприятия в Казахстане, чем их коллеги в России. Это вызвано прежде всего налоговыми преимуществами Казахстана, удобством ведения бизнеса, скоростью внедрения новых технических регламентов в республике. Тем не менее, в РФ тоже работает несколько тысяч предприятий с казахстанским капиталом, и они понемногу становятся в нашей стране заметными игроками, приобретают основные средства производства.
Недавно в Могилеве прошел уже пятый по счету форум регионов Беларуси и России. Я в нем участвовал и могу утверждать, что форум — самая авторитетная площадка в системе экономических отношений двух стран. В рамках нынешнего, например, было подписано контрактов на полмиллиарда долларов. Среди приоритетных направлений — развитие кооперации и взаимодействия в медицинской промышленности, информационных технологиях, производстве машин и оборудования, в деревообработке, термообработке металлов… В Беларуси сегодня работает порядка 3 тысяч компаний с российским капиталом, а в России, в частности, 50 совместных производств и товаропроводящая сеть из 160 субъектов с белорусским капиталом.
Если же говорить об Армении и Киргизии, то показатели присутствия российского бизнеса в этих странах ниже, хотя многие наши крупные компании в них присутствуют. А вот в России сегодня есть немало армян-предпринимателей, имеющих крупный бизнес, и очень много их в малом бизнесе.
В Киргизии работает порядка 600 совместных предприятий. Понемногу обзаводятся бизнесом в России и граждане Киргизии, хотя мы пока наблюдаем преимущественно трудовую миграцию из этой страны.
Но тенденции в целом вполне позитивные, что естественно, так как в основании Евразийского экономического союза лежат три главных принципа развития экономики: свободное движение капиталов, товаров и рабочей силы. Но на все нужно время.

Какая продукция преобладает в структуре российского экспорта в государства ЕАЭС? Расширяется ли ее линейка?
Россия продает нефть, газ, продукты их переработки, а также продает и покупает технологии, машины, оборудование, продукцию сельского хозяйства и т.д. Очень важное направление взаимодействия — участие российского бизнеса в реализации инфраструктурных проектов, строительстве железных дорог, заводов, фабрик, налаживании совместных производств и организации выпуска в том числе товаров российских брендов: тракторов, автомобилей, комбайнов и т.д.
Капитал из стран ЕАЭС также участвует в реализации проектов на территории России. Это очень обширная тема, поэтому ограничусь утверждением, что члены союза развивают сотрудничество практически во всех сферах. 

Досье
Сергей Катырин родился 2 октября 1954 г. в Москве. Окончил Московский автомобильно-дорожный институт и Школу международного бизнеса МГИМО МИД России. В 1979-1991 гг. — секретарь комитета ВЛКСМ МАДИ, заведующий отделом Московского ГК ВЛКСМ, генеральный директор молодежного объединения «Московский студенческий отряд». В 1991 г. начал работать в Торгово-промышленной палате России, считается одним из ее создателей. В 1992 г. стал вице-президентом ТПП и занимал этот пост вплоть до 2011 г., осуществлял координацию с отечественными и зарубежными бизнес-объединениями. Входил в первый, второй, третий составы Общественной палаты РФ. 4 марта 2011 г. на VI съезде ТПП подавляющим большинством голосов избран президентом палаты, сменив ушедшего в отставку Евгения Примакова. В 2014 г. избран председателем правления Делового совета ШОС. С 2013 г. является главой российской части Делового совета БРИКС, в ноябре 2015 г. президент РФ Владимир Путин продлил его полномочия до 2018 г. Председатель советов директоров ПАО «Центр международной торговли» и АО «Экспоцентр». Член Экономического совета при президенте РФ. Член правительственных комиссий по развитию малого и среднего предпринимательства, по импортозамещению.