Цифровая узда

Цифровая узда

В России назрела необходимость идентификации и учета животных в единой государственной информационной системе
Сегодня никто в стране не может посчитать, сколько, в каких регионах и в каких хозяйствах содержится животных того или иного вида, проблематично проследить источники эпизоотии, узнать происхождение животных, завезенных из соседнего региона. Изменить ситуацию к лучшему может единая государственная информационная система идентификации и учета животных.

Россия отстает от развитых и от многих развивающихся стран, в том числе и от стран ЕАЭС, в деле учета поголовья сельскохозяйственных животных и контроля их перемещения. Инструментарий ветеринарно-санитарной безопасности и прослеживаемости готовой продукции без такой системы не может работать эффективно в рамках не только единого экономического пространства, но и в пределах административных границ регионов Российской Федерации.

Посчитают всех
Минсельхоз РФ сделал первые шаги для создания национальной системы идентификации и учета сельскохозяйственных животных еще в 2008 году: тогда была создана рабочая группа для разработки соответствующего законопроекта. Проект приказа Минсельхоза РФ «Об утверждении Правил осуществления идентификации и учета животных» требовал начать с 1 января 2018 года поэтапную идентификацию некоторых видов животных и создание единой базы. Но проект не прошел оценку регулирующего воздействия в Минэкономразвития России. Директор департамента ветеринарии Минсельхоза РФ Мария Новикова так объяснила «Вестнику» причины: «В соответствии с замечаниями Минэкономразвития России, изложенными в заключении об оценке регулирующего воздействия на проект, установление полномочий (в приказе Минсельхоза. — ​Прим. «Вестника») органов государственной власти не является предметом регулирования ветеринарных правил. Соответствующие полномочия Минсельхоз РФ предусмотрел в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности территории РФ».
Технически осуществить задуманное можно было бы и раньше, но законы и подзаконные акты, затрагивающие ветеринарную безопасность, всегда меняются с великим трудом, и любые новации в них стоят серьезных усилий. В настоящее время Минсельхоз РФ доработал законопроект, и после внутриведомственного утверждения его направят на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и Правительство Российской Федерации. Когда приказ будет утвержден, в Минсельхозе уточнить не смогли, а независимые источники предполагают, что случится это уже в апреле текущего года. К тому времени будет готов и план мероприятий («дорожная карта») по внедрению идентификации и учета животных. План сейчас находится в процессе согласования и доработки. По предложению Россельхознадзора разработка и введение в действие правил должны осуществляться поэтапно. Маркирование, идентификация и учет животных начнутся с КРС, лошадей, оленей, затем правила распространятся на свиней и далее — на мелкий рогатый скот. Для разных видов хозяйств и животных разного хозяйственного назначения сроки также разнятся. Предложения есть и по возрастному цензу животных разных видов, подлежащих идентификации.

Правила подсчета
Разработчиком и оператором новой информационной системы является Россельхознадзор. Она называется «Хорриот» и технически является составной частью комплекса федеральных информационных систем ВетИС, которые могут взаимодействовать между собой и выгружать данные в интегрированные информационные системы.
Заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов рассказал, как будет работать ФГИС «Хорриот»: «Есть три отдельных процесса, которые рассматриваются в правилах идентификации. Первый процесс — ​это маркирование. Выбор средств маркирования предоставляется владельцу животного. Это может быть тавро, татуировка, бирка, электронный чип, болюс или комбинация средств.
Второй процесс — ​идентификация. Внесение в базу данных сведений о животном или о группе животных с указанием средств маркирования и уникального идентификационного буквенно-цифрового кода (если код имеется) и соотнесение записи в базе данных с конкретным животным или группой животных в случае групповой идентификации.
Третий процесс — ​учет. В процессе учета в федеральную базу данных вносятся сведения о животном или группе животных, а также о средствах идентификации номера».
Животному будет присвоен уникальный 15-значный буквенно-цифровой идентификационный код. Первые два разряда — заглавные буквы RU — ​показывают, что животные учтены в России; третий разряд — ​числовой, показывает, что идет речь об индивидуальной идентификации, групповой или об обеих сразу. Четвертый знак — ​заглавная буква: F — ​если животное выращивают для получения пищи или медицинской продукции, Р — ​для домашних питомцев и т. д. Идентификация и учет станут обязательными для всех животных, которые подпадают под правила, вне зависимости от того, в каких базах они уже были учтены прежде.
Срок начала обязательного учета разных видов животных и категорий учета будет разным. В «Хорриоте» будут храниться сведения об уникальном номере животного, уникальном номере средства маркирования, о типе и характеристиках средства маркирования, о предках, потомках и продуктивности животного, о его виде, породе, поле, масти, внешнем виде, дате рождения (ввоза), месте рождения, о перемещениях животного, его болезнях, пороках развития, генетических дефектах, о результатах диагностических исследований, ветеринарных обработках, примененных ветеринарных препаратах, о собственниках животного и другая информация.
Какой орган исполнительной власти будет выполнять функции маркирования, идентификации и учета животных? Этот ключевой организационный и правовой вопрос остается пока открытым. Россельхознадзор является эмитентом уникальных номеров и передает производителям некий диапазон номеров средств мечения. «Используя эти номера, производители могут изготавливать средства мечения и продавать в любом варианте, — ​пояснил «Вестнику» Николай Власов. — ​Однако действие бирки вступает в силу только при внесении данного номера в информационную систему как атрибута».
Масштаб задачи, которая возлагается на «Хорриота», велик: в России 540 тыс. владельцев сельхозживотных. В хозяйствах разной величины и разных форм собственности содержится, по данным на конец 2017 года, 18,6 млн голов крупного рогатого скота, 23,3 млн свиней, 24,5 млн голов мелкого рогатого скота, более 2 млн голов лошадей и 556,6 млн голов птицы.
В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 42,5% крупного рогатого скота, 12,9% свиней, 46,2% овец и коз. То есть учет этой категории животных ведется преимущественно косвенными методами и точностью результатов не отличается. Правила вводят обязательную индивидуальную идентификацию всех животных, содержащихся в хозяйствах открытого типа, — ​не только КРС, лошадей, верблюдов, но и свиней и МРС.

Домашние нелегалы
Пока же мы имеем массу примеров, когда ветеринарная безопасность зависит от человеческого фактора и воли случая. В одном из районов Башкирии в прошедшем году обнаружили ящур, а ведь 40 лет территория была свободна от этого заболевания. Оказалось, что занесли болезнь овцы, привезенные местным фермером из Средней Азии. Сколько голов — ​не известно: владелец не заявлял скот и ввез его без ветеринарных сопроводительных документов. Ущерб от вспышки опасного заболевания животных в регионе оценили в 60 млн рублей. Было уничтожено 1700 голов скота, под медицинским наблюдением оказались более тысячи человек.
В ходе отчуждения скота обнаружился интересный факт: домашней живности у населения оказалось в полтора раза больше, чем заявлено в данных сельскохозяйственной переписи. Крестьяне занижали данные о поголовье скота, руководствуясь какой-то своей логикой, а закон позволяет игнорировать ветеринарную регистрацию животных.
В Ростовской области в феврале 2018 года ветеринарные инспекторы регионального управления ветеринарии совместно со специалистами СББЖ обнаружили на пастбище 415 голов мелкого рогатого скота. Владелец стада пояснил, что привез животных из Калмыкии и даже не догадывался о необходимости оформления каких-либо бумаг.
В Томской области летом прошедшего года начал действовать пилотный проект идентификации животных и апробирование новой модели электронной идентификации животных. Для проведения пилотного проекта по внедрению системы идентификации животных в августе 2017 года с помощью системы ВетИС «Хорриот» сгенерированы и переданы группе компаний ISBC 200 тыс. уникальных номеров средств маркирования. Сегодня процедура эмиссии уникальных идентификационных номеров находится в процессе доработки.

Честные животные
Противники у новой информационной системы есть: в прессе можно найти лукавые ссылки на дороговизну средств маркирования для хозяйствующих субъектов и на бюджетные расходы по финансированию всей системы «Хорриот». О постоянных потерях хозяйствующих субъектов и бюджета от той же АЧС говорят реже.
Информационная раздробленность в отрасли, разнобой в маркировании животных и учете слишком затянулись. После того как оформление ВСД в системе «Меркурий» станет обязательным для всех, владельцы неучтенных животных потеряют не только юридическую, но и техническую возможность осуществлять с ними экономические действия: система заблокирует оформление ветеринарных сопроводительных документов, если источник сырья отсутствует. Незаконный оборот продукции животноводства и животных при этом, конечно, не исчезнет, но условия деятельности нелегалов ухудшатся, а выиграют потребитель, легальный бизнес и госбюджет.
Сегодня во многих регионах есть собственные системы идентификации и учета животных, есть корпоративные системы, но за пределами региона при перемещении животного вся информация, скрываемая за уникальным идентификационным номером, практически теряется. Можно вообще нигде не ставить скот на учет и обходить посты во время перевозок. Но вольности в сфере учета и контроля не могут длиться бесконечно. Необходимость цифровой узды очевидна не только для ветеринарной безопасности, но и для повышения качества государственного управления. Так что если попытки ее ослабить будут, то сбросить совсем уже не получится.