Восточный экспресс для крымского вина

Восточный экспресс для крымского вина

«Фотисаль» стал первым экспортером из Крыма с момента его воссоединения с Россией
Республика Крым, пять лет назад вернувшаяся в состав Российской Федерации, все эти годы пребывает под жесткими экономическими санкциями, фактически блокирующими экспорт аграрной продукции с полуострова. Тем не менее, некоторые продукты этой благодатной земли настолько эксклюзивны, что иностранцы на свой страх и риск все же покупают местную продукцию. В первую очередь это, конечно же, касается знаменитого гастрономического бренда Крыма — виноградного вина.

Традициям виноградарства в Крыму не менее 2,5 тыс. лет — именно в середине I тысячелетия до н.э. лозу привезли сюда предприимчивые греки. Древние эллины знали толк в вине и считали, что Таврида просто создана для этого вида сельского хозяйства. Вино здесь не прекращали делать даже в те времена, когда Крымом владела Османская империя, и хотя мусульмане алкоголь и виноградное вино не жалуют, монахам заниматься виноградарством не запрещали, и именно монастыри сохранили культуру возделывания винограда и винокурения. Позднее, уже в составе Российской империи, Советского Союза, а затем и России, за Крымом прочно закрепилась слава одного из мировых винодельческих центров.
Крымское вино — это бренд, который очень хорошо знают за границей. Поэтому неудивительно, что без заезда в винные хозяйства здесь не обходится ни один туристический маршрут для иностранцев, которых, к слову, здесь в последние годы не стало меньше.
Руководитель отдела маркетинга винного дома «Фотисаль» Валентина Волкова рассказывает, что на их производстве всегда рады гостям: с удовольствием показывают и производство, и погреба, рассказывают о технологических нюансах, проводят масштабные дегустации. «Как таковой винный туризм в России вообще, и в Крыму в частности, пока не приносит денег, но это важное направление маркетинга. Когда люди видят, что здесь все производится, как работают специалисты, как выращивают виноград и выдавливают из него сок, как он превращается в вино и коньяк, как это хранится, они проникаются благородством напитка, и все это, конечно же, подталкивает их к покупке», — объясняет она.

Удачная экскурсия
На «Фотисале» честно признаются: какая из многочисленных китайских делегаций, побывавших на предприятии в рамках такого ознакомительного тура, принесла компании серьезный контракт на поставку вина, точно не известно. При этом на тот момент — в конце 2014 года — работа с иностранными контрагентами была связана с большими трудностями. «Дело в том, что регулирование рынка алкогольной продукции в России гораздо строже, чем на Украине, и переход на российские правила лицензирования давался непросто, хотя у нас был значительный переходный период. При этом если на внутренний рынок мы работали без проблем, то как заниматься экспортом в новых условиях, откровенно говоря, не знали. Выручило то, что у коммерческого директора был значительный опыт внешнеэкономической деятельности, и в итоге все проблемы с документами удалось решить относительно быстро», — рассказывает Валентина Волкова. Китайцы оценили не только великолепный вкус крымского белого, красного и игристого вина, но и оформление бутылок, дизайн этикеток, их цветовую гамму. «Как нам объяснил импортер, китайцы ценят продукцию не только за потребительские характеристики, но и за то, как она выглядит, очень ценят яркий, блестящий дизайн — с таким и на торговой полке выделиться проще», — рассказывают маркетологи «Фотисаля».

Пробная партия вина имела на рынке Китая серьезный успех, о чем свидетельствует не только то, что его сметали с прилавков, но и то, что его тут же начали подделывать ушлые местные коммерсанты. «Серьезно, нам привезли несколько экземпляров — один в один наше вино, упаковка, форма бутылок, пробка, фирменный шрифт, отличить можно было только при пристальном рассмотрении, — смеется Валентина Волкова. — Мы долго думали, что с этим делать, а потом решили, что так даже лучше. Ведь если китайцы что-то копируют, это определенный знак качества».
В результате «Фотисаль» договорился регулярно отгружать на китайский рынок довольно приличные объемы — порядка 80-100 тыс. бутылок в месяц.
Восточный экспресс для крымского вина
Сладкое преимущество
Китайский рынок вина — самый быстрорастущий в мире, и, согласно прогнозу Международного аналитического агентства International Wine & Spirit Research, в ближайшие три года по объемам продаж этого алкогольного напитка КНР займет второе место после США. В Китае, как рассказывает Валентина Волкова, стремительно формируется культура потребления вина: за столом считается хорошим тоном выпить 1-2 бокала этого напитка.
Лидеры по части винного производства — французы, итальянцы, испанцы — уже давно и прочно обосновались в Поднебесной, однако рынок этот настолько емкий, что места хватает всем. Причем в конкурентной борьбе у крымских виноделов есть преимущества.

«Например, европейцы никогда не смогут сделать хорошее десертное вино: у них для этого просто нет подходящего сырья. Виноград, который они выращивают, недостаточно сахарист, он идеально подходит для приготовления сухого столового вина, но вот полусладкие вина с ярким насыщенным ароматом они не выпускают. Крым сегодня по праву считают родиной лучших десертных вин, мускатов, которые знают и с удовольствием пьют ценители со всего мира», — говорит Валентина Волкова.
В настоящее время крупнейшие винные заводы Крыма не имеют проблем со сбытом: крымское вино очень популярно у россиян, и его на внутреннем рынке не хватает. Не является исключением и «Фотисаль», для которого при наличии иностранных покупателей приоритетом остается Россия. «Конечно, и российский рынок далеко не насыщен качественным вином, мы сейчас активно ведем процесс импортозамещения, оснастили завод современным европейским оборудованием, ежегодно высаживаем 600-700 га новых виноградников. В то же время экспорт — важная часть работы, в том числе имиджевая. При этом мы уверены, что санкции не вечны, а потому в любой момент готовы серьезно нарастить поставки на экспорт», — отмечает Валентина Волкова.