За волю к говядине

За волю к говядине

Развитие мясного скотоводства требует от инвесторов внушительных средств и терпения
Несмотря на значительные объемы господдержки мясного животноводства, производство говядины остается одним из наиболее сложных сегментов российского АПК. Быстрому росту в нем препятствует не только длительная окупаемость проектов, но и продолжающееся падение доходов населения, из-за чего значительная часть потребителей переходит на менее дорогое мясо. Тем не менее в ряде регионов-лидеров мясное животноводство уже зарекомендовало себя как привлекательная сфера для инвесторов, а потенциал роста в этом сегменте не ограничивается внутренним рынком.

Крупнейшим российским производителем говядины в 2016 году стал агрохолдинг «Мираторг». Входящая в его структуру Брянская мясная компания увеличила производство говядины более чем в 1,5 раза (плюс 53%) к 2015 году, до 62,14 тыс. тонн. Как сообщает пресс-служба компании, рост производства был обусловлен запуском новых животноводческих ферм и дополнительных мясоперерабатывающих линий. Еще в первом квартале 2016 года «Мираторг» приобрел около 100 тыс. га земли под новые пастбища для коров, доведя общую площадь пастбищ до полумиллиона гектаров. На 61 ферме в Брянской, Калужской, Орловской, Смоленской, Тульской и Калининградской областях содержится свыше 436 тыс. голов абердино-ангусской мясной породы. В структуру холдинга входят также две площадки зернового откорма и предприятие по убою и глубокой переработке мяса проектной мощностью 130 тыс. тонн продукции в год. План «Мираторга» на 2017 год — довести объем производства говядины до 75 тыс. тонн.

Одним «Мираторгом» сыт не будешь
Однако ситуацию, когда на огромном рынке говядины доминирует всего один крупный отечественный производитель, сложно назвать нормальной. «Мы не можем одним «Мираторгом» накормить всю страну», — подчеркнул в одном из прошлогодних выступлений министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев, призвав наращивать производство говядины на семейных фермах. На данный момент доля кре-стьянско-фермерских хозяйств в этом сегменте совсем невелика. По оценке Экспертно-аналитического центра агробизнеса (АБ-Центра), в январе — сентябре прошлого года они произвели всего 8,5% отечественной говядины. Еще 39,5% производства пришлось на сельхозорга-низации — это тоже не слишком высокий показатель, поскольку даже значительный прирост производства у отдельно взятого «Мираторга» не обеспечивает высокую общую динамику. По итогам трех кварталов 2016 года российские предприятия произвели 187 тыс. тонн говядины, что лишь на 3,5% больше, чем за аналогичный период 2015-го. Самым значимым сегментом в производстве говядины, на который, по данным АБ-Центра, приходится более 52% от его общего объема, по-прежнему остаются хозяйства населения, от которых сложно ожидать серьезных прорывов. Согласно расчетам Росстата, за 2016 год поголовье крупного рогатого скота в стране сократилось на 1,6% (до 18,7 млн голов), а производство КРС на убой уменьшилось на 1,6%, до 2,8 млн тонн. Показатели тем более тревожные на фоне общей динамики сельхозпроизводства — плюс 4,8%, которая в прошлом году превзошла даже оптимистичные прогнозы.

Региональный пьедестал
Так как крупный рогатый скот растет гораздо медленнее птицы и свиней, эффективно инвестировать в проекты по производству говядины существенно сложнее, ведь рассчитаны они на более долгий срок — порядка 10 лет и более. Однако на этом направлении в последние несколько лет ведется активная работа, направленная на повышение привлекательности вложений в КРС. В частности, в апреле прошлого года Минсельхоз РФ сообщил об итогах отбора регионов для получения субсидий на поддержку мясного скотоводства. В список на 2016 год вошли 16 субъектов Федерации, общая сумма инвестиций в запланированные ими проекты должна составить 18,8 млрд рублей, а объем субсидий — почти 3 млрд рублей. Реализация региональных программ развития мясного животноводства позволит увеличить маточное поголовье КРС на 118 тыс. голов. Как сообщил в конце января директор Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ Харон Амерханов, в течение 2016 года на развитие отечественного животноводства было выделено 3,9 млрд рублей, которые полностью освоены. На 2017 год постановлением Правительства РФ для регионов были утверждены новые правила предоставления и распределения субсидий. Перечни бюджетополучателей теперь формируются на поддержку племенного маточного поголовья и племенных быков-производителей. Свои предложения по включению в перечни на этот год представили уже почти все субъекты Федерации. По итогам прошлого года первое место по производству говядины в региональном зачете заняла Башкирия (кроме того, эта республика является российским лидером по производству молока и находится на четвертом месте по производству баранины). За девять месяцев в регионе было получено 127 тыс. тонн говядины, это порядка 7% от общероссийского объема.
Лидерство Башкирии в этом сегменте — результат целенаправленного привлечения инвестиций, в том числе зарубежных. В прошлом декабре руководство республики подписало меморандум о сотрудничестве с одной из ведущих продовольственных компаний Европы — итальянской компанией Gruppo Cremonini, которая намерена построить в течение 2017-2018 годов не менее восьми высокотехнологичных откормочных площадок с поголовьем 3 тыс. голов КРС. Также в планах итальянцев — возвести в Башкирии мясоперерабатывающий комплекс. Благодаря этим проектам в республике в ближайшие пять лет появится около тысячи новых рабочих мест. На втором месте по объему производства говядины в России находится соседний Татарстан, которому принадлежит примерно 5,5% в этом сегменте. Здесь также активно реализуется ряд крупных инвестпроектов. Например, в самом начале 2017 года стало известно, что в Рыбно-Слободском районе республики местные бизнесмены братья Хайрулины намерены построить новую площадку на тысячу голов КРС в рамках проекта «АПК Русский Мрамор». На «бронзу» по говядине в 2016 году претендовали сразу четыре региона — Ростовская и Воронежская области, Алтайский и Краснодарский края. По итогам девяти месяцев прошлого года на долю каждого из этих регионов, по расчетам АБ-Центра, приходилось 4,1-4,3% в производстве российской говядины. Особенно впечатляющие результаты показала Ростовская область, которая годом ранее находилась лишь на восьмом месте в стране. Между тем именно 2016 год для донского животноводства стал «годом великого перелома» благодаря запуску крупного проекта агропромышленного кластера в восточных районах области, где производство говядины и баранины является традиционным занятием населения на протяжении столетий. Кластер «Донское мясо» планируется создавать по принципу кооперации, его основу составят небольшие фермы на 180-300 голов маточного стада. В прошлом году в реализацию проекта было вложено 90 млн рублей, в текущем году ожидается примерно такая же сумма.

Говядина в кризисном меню
Объективным препятствием для быстрого роста рынка говядины на протяжении последних двух-трех лет является экономический кризис, который заставляет население переходить на более дешевые виды мяса. По данным аналитиков рынка, пик потребления мяса в России — 10,8 млн тонн — был достигнут в 2013 году, а по итогам 2015-го произошло снижение до 10,3 млн тонн, и говядина здесь оказалась самым уязвимым сегментом.
Из-за быстрого роста других сегментов мясного рынка, прежде всего мяса птицы, доля говядины на нем в среднесрочной перспективе имеет выраженную тенденцию к сокращению. Международный независимый институт аграрной политики приводит такие данные: если в 2010 году КРС занимал 24% в общем объеме убойного веса российского мяса, то уже к 2014 году доля говядины сократилась до 18% при одновременном увеличении доли мяса птицы с 40% до 46%. Исследование информационно-аналитического агентства ИМИТ,
опубликованное прошлой осенью, показало, что всего за год потребление говядины в России снизилось на 20% на душу населения — с 10 до 8 кг. При этом речь идет о валовом убойном весе, в котором говядина собственно мясных сортов занимает всего примерно четверть, а остальное приходится на менее качественное мясо животных молочных пород. Вкупе с сокращением импорта это, безусловно, открывает очень хорошие перспективы для новых собственно мясных проектов, но спрос на их продукцию сильно зависит от доходов населения — в отсутствии их роста не приходится рассчитывать на высокую динамику рынка.
Определенным выходом из ситуации является экспорт, и ведущие игроки уже активно осваивают этот канал, например, тот же «Мираторг» в прошлом году сообщил о планах наладить поставки своей премиальной говядины в Китай. Но в целом, как и несколько лет назад, мясное животноводство в России остается уделом для тех, кто не нацелен на быстрый беспроигрышный результат.