Наука спускается на землю

Наука спускается на землю

Отечественное сельское хозяйство становится на инновационный путь развития
Главным условием для фронтального прорыва российского АПК на глобальный рынок является усиление инновационной составляющей в отечественном сельском хозяйстве. Восстановление динамики инвестиций в отрасль после прохождения пика экономического кризиса должно закономерным образом увеличить и масштабы вложений в новые технологии сельхозпроизводства.

Несмотря на то, что сельское хозяйство часто называют традиционной отраслью, сегодня это одно из самых инновационно емких направлений экономики развитых стран. Впрочем, на протяжении последних нескольких столетий так было практически всегда: современные историки экономики прекрасно знают, что «индустриальная революция» рубежа XVIII-XIX столетий была подготовлена революционными технологическими изменениями именно в сельском хозяйстве, которое и стало первой европейской промышленностью.

Инновации неизбежны
Сейчас же принципиальная разница между промышленностью и сельским хозяйством все больше стирается в смысле масштаба проникновения новых технологий и внимания к научной базе производства. Одних только естественных факторов производства — плодородной земли и достаточного количества рабочих рук — для современного АПК категорически недостаточно; без адекватной интеллектуальной, инновационной составляющей сельское хозяйство попросту окажется неконкурентоспособным на мировом уровне, традиционным в плохом смысле этого слова.
В докладе «Инновации и корпорации», подготовленном в 2017 году по результатам реализации проекта Tech Days (Российская венчурная компания и Firrma) исследовательским центром компании «Делойт» (СНГ), отмечается, что в последние три-пять лет крупные инвесторы проявляют все более значительный интерес именно к аграрному сектору. Хотя еще сравнительно недавно они же активно вкладывали в совсем другие отрасли, считавшиеся инновационными в самом прямом смысле, — ИТ, биотехнологии, медицинские проекты и др. Интерес инвесторов к АПК подтверждается созданием дополнительных институтов поддержки и венчурных фондов, которые вкладывают свои средства в научные проекты, связанные с развитием сельского хозяйства. Но при этом, утверждают авторы доклада, скорость интенсификации сельского хозяйства в целом отстает от темпов роста населения Земли, поэтому ключевым фактором, который поможет удовлетворять спрос на продовольствие, являются новые технологии.
Научно-технологическое развитие АПК как приоритетное направление госполитики зафиксировано в ряде программных государственных документов, таких как Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия отрасли на 2013-2020 годы, госпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса», Прогноз научно-технологического развития АПК РФ до 2030 года. В последнем документе предусмотрен сценарий «глобального прорыва», который предполагает выход на новые для российского АПК рынки за счет форсированного научно-технического развития. В рамках этого сценария Россия видит себя в роли глобального экспортно ориентированного игрока с долей в мировом производстве АПК 3,5%, или около 325 млрд долларов в абсолютных показателях.
«Наука и инновации в сельском хозяйстве — это крылья, на которых должно взлететь сотрудничество наших стран», — подчеркнул в ходе седьмой встречи министров сельского хозяйства стран БРИКС, состоявшейся в июне в китайском Нанкине, глава Минсельхоза КНР Хань Чанфу. Это чрезвычайно важное замечание в контексте расширения российского сельхозэкспорта в Китай. По оценке многих экспертов, в Китае система продовольственной безопасности, в частности допуск новых продуктов питания, гораздо жестче, чем в странах Евросоюза, поэтому если российские аграрии всерьез намерены бороться за этот рынок (такие планы за последние годы заявлялись неоднократно), у них не остается иного пути развития, кроме инновационного.

Инновационные агенты
По данным «Делойт», с 2010-го по 2013 год затраты на технологические инновации в российском АПК увеличились почти в 3,5 раза, однако в 2014-2015 годах произошло существенное сокращение на треть, что едва ли удивительно, учитывая общий экономический кризис (объем инвестиций в АПК в целом начал снижаться еще до девальвации рубля). Пиковый уровень был достигнут в 2013 году, когда на эти цели было затрачено 30 млрд рублей; спустя два года объем вложений в инновации снизился до 20 млрд рублей, но это все равно значительно выше, чем в начале текущего десятилетия. При этом доля сельского хозяйства в общем объеме затрат на проведение научных исследований и осуществление разработок в России в 2010-2015 годах стабильно держалась на уровне 2,2-2,5% от общего объема НИОКР, а абсолютный объем этих вложений стабильно рос. В 2010 году сельское хозяйство страны получило 12,1 млрд рублей соответствующих инвестиций, в 2015 году — уже 20,5 млрд.
Как показывают данные Роспатента и Всемирной организации интеллектуальной собственности, доля патентов в области АПК примерно та же, что и в других странах, — порядка 3%. Несмотря на провал в финансировании отечественной науки и технологий в 90-х, мощнейшая научная база для сельского хозяйства, созданная в советский период, во многом сохранилась, в том числе в регионах. Калужский госуниверситет им. К.Э. Циолковского, Алтайский госуниверситет, Дальневосточный государственный аграрный университет входят в список ведущих российских вузов в сфере биотехнологий наравне с главным вузом страны — МГУ и крупнейшим профильным научным центром РАН в подмосковном Пущино.
При этом в отличие от административно-командной экономики советского периода «мозговые центры» аграрных инноваций теперь сосредоточены не только в стенах академических учреждений, еще одним чрезвычайно активным субъектом инновационного процесса в этой сфере быстро стал бизнес. Во многом такая ситуация сложилась в силу того, что после развала советского АПК многие сегменты производства продовольствия приходилось создавать с нуля.
Примечательным примером является такая очень быстро растущая ниша отечественного птицеводства, как выращивание индейки. В Советском Союзе это была не то чтобы совсем редкая птица, но в промышленных масштабах она никогда не разводилась. Поэтому компании «Евродон» из Ростовской области, которая первой в России построила крупные индюшиные комплексы, пришлось фактически целиком импортировать необходимые технологии, включая производство инкубационных яиц. В результате уже через несколько лет развития проекта возникла вполне прецедентная для российского АПК ситуация, когда инновации шли не от науки к бизнесу, а наоборот. В середине 2014 года по инициативе ГК «Евродон» в Донском государственном аграрном университете были открыты базовая кафедра «Птицеводство» и соответствующий профиль подготовки.
Для налаживания более эффективного взаимодействия между отраслевой наукой и агробизнесом Минсельхозом РФ была разработана Федеральная научно-техническая программа до 2025 года, которая предусматривает увеличение на 50% количества лицензионных соглашений сельхозпредприятий с научными организациями, а также 30-процентный рост доли высокотехнологичных сельхозпроизводителей.

Фронт работ
«Проанализировав ситуацию, мы поняли, что наши основные задачи сегодня — это более качественная переработка отходов, изготовление биотоплива из отходов сельхозпроизводства, а также развитие биотехнологий, обеспечивающих возможность глубокой и безотходной переработки продукции сельхозпроизводства, необходимой для получения белков, аминокислот и других компонентов. Кроме того, сюда можно отнести и точное земледелие, которое позволяет через какое-то время окупить все расходы и более эффективно использовать почву», — перечисляет заместитель министра сельского хозяйства РФ Елена Астраханцева.
Отдельного упоминания, по ее словам, заслуживает использование беспилотных летательных аппаратов, или дронов: общемировые тенденции таковы, что в ближайшее время дроны могут занять чуть ли не первое место в развитии сельского хозяйства. Также важно отметить такие задачи, как сохранение энергии и более эффективное использование электричества.
Кроме того, в будущем особая роль будет отведена производству чистой органической продукции, о чем много говорилось в ходе II Всероссийского форума продовольственной безопасности, который состоялся в Ростове-на-Дону в апреле. Сейчас в России доля этого сегмента в общем объеме производства составляет менее 1%, в то время как в Европе этот показатель равен примерно 10%. Для ускорения роста в этом сегменте Минсельхоз РФ начал подготовку проекта федерального закона «О производстве и обороте органической продукции», который позволит создать правовые основы регулирования производства и оборота органических продуктов питания, введет единую систему определения и маркировки таких продуктов, создаст условия для разработки мер поддержки экопродукции.
«Также мы должны поставить своей целью производство продуктов питания с учетом индивидуальных нужд потребителей, имеющих ограничения по состоянию здоровья или стремящихся употреблять продукцию с повышенной энергетической ценностью, чтобы тратить больше калорий», — отмечает Елена Астраханцева.

Как отметил в ходе одной из недавних конференций, посвященных спросу на инновации в агропромышленном секторе, гендиректор холдинга «Русагро» Максим Басов, в сельском хозяйстве сегодня наиболее интересны три технологии. Первая из них связана с эволюцией геномики и созданием организмов. В геномике основными направлениями для развития являются генерация генетических данных, а также их анализ, хранение и осмысление. Вторая технология — это автоматическое сельское хозяйство. «Несомненно, Россия станет лидером в этой области. Нам это необходимо прежде всего потому, что у нас большое количество земли и нет фермеров. Без этого мы не сможем расти. У нас люди воруют, ленятся — решения нет», — комментирует господин Басов. Наконец, третья ключевая технология — улучшение качества почв.

Еще один принципиальный субъект инновационного процесса в любой отрасли современной экономики — институты инновационного развития, призванные масштабировать основные тренды в сфере НИОКР под нужды конкретной отрасли и продвигать перспективные стартапы. По словам проектного менеджера робототехнического центра «Сколково» Алексея Гонноченко, четыре приоритетных направления, где сегодня наиболее активно развиваются стартап-проекты, в том числе ориентированные на сельское хозяйство, — это новые сенсоры, программное обеспечение обработки сенсорной информации, системы диспетчеризации и специальные решения для АПК.

Человеческий фактор
Вместе с тем у стремительной технологизации сельского хозяйства есть и обратная сторона, которая выражается в том, что для инновационного АПК требуется гораздо меньше трудовых ресурсов, чем раньше. В этом отношении сегодняшнее сельское хозяйство также являет собой радикальный разрыв с традицией, когда работа на земле была не просто производством продовольствия, но и всеохватным укладом жизни. В некотором смысле будет справедливо сказать, что благодаря инновациям сельское хозяйство становится все менее сельским.
Последний аспект стал основной темой выступления министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева на XXI Петербургском международном экономическом форуме в июне текущего года. «Обратная сторона роста производительности — высвобождение рабочей силы. И это не только проблема сельского хозяйства, роботизация идет во многих отраслях экономики, сельское хозяйство просто оказалось на острие общих тенденций», — подчеркнул Ткачев в своем докладе «Инновации в сельском хозяйстве и занятость в аграрном секторе: в поиске баланса».
В России проблема высвобождения трудовых ресурсов стоит не так остро, как в других странах, особенно азиатских. Например, в Китае с 2000 года в сельском хозяйстве высвободилось почти 140 млн человек, то есть фактически количество, сопоставимое со всем населением РФ. В то же время и в России начиная с 2005 года число занятых в АПК снизилось более чем на 1 млн человек. «Этот процесс будет продолжаться и в дальнейшем, хотя и не столь высокими темпами», — прогнозирует Александр Ткачев.
При этом никуда не делась проблема нехватки качественных кадров в отрасли. Более того, ренессанс российского сельского хозяйства, начавшийся в середине прошлого десятилетия, лишь ее обострил. В связи с этим Минсельхоз России начал подготовку Стратегии развития аграрного образования до 2030 года, которая призвана модернизировать существующую систему сельхозвузов, создать новые технологии обучения, адекватные современным условиям. «Аграрные вузы должны стать консультационными центрами для всех участников рынка. Подготовка студентов должна вестись в тесном взаимодействии с наукой и бизнесом. Это позволит обеспечить подготовку востребованных специалистов», — заявил Александр Ткачев в ходе ПМЭФ-2017.