Новая звезда мясной галактики

Новая звезда мясной галактики

Россия может стать одной из немногих стран-производителей высококачественной говядины
Мясное скотоводство всего за несколько лет стало одним из главных драйверов российского АПК. Не будет преувеличением утверждение, что отечественный рынок качественной говядины был фактически создан с нуля, став наглядным подтверждением эффективности политики импортозамещения в аграрной отрасли. Важнейшим условием для устойчивого роста этого сегмента является повышение доходов россиян — потенциальный домашний рынок говядины далеко не насыщен, хотя нехватку внутреннего спроса производители уже постепенно компенсируют наращиванием экспорта.

По предварительным оценкам ФГБУ «Центр агроаналитики» Минсельхоза РФ, производство говядины в России в 2019 году достигло около 1,62 млн тонн, увеличившись на 13 тыс. тонн в сравнении с уровнем 2018 года. Динамика мизерная, но в целом она соответствует той картине потребления мяса в нашей стране, которая сложилась в последние несколько лет. Начиная с 2012 года средний житель съедает не менее 73 кг мяса в год — именно такой уровень потребления мяса рекомендован Минздравом РФ, но в то же время заметного роста не происходит: в 2018 году, например, среднедушевое потребление мяса составило 75,6 кг.

Говядине в мясном балансе страны стабильно принадлежит третье место после мяса птицы и свинины — в среднем на каждого жителя России в год приходится примерно 15 кг мяса крупного рогатого скота (КРС), 25 кг свинины и 35 кг птицы. При этом доля говядины в общем объеме потребления имеет долгосрочную тенденцию к снижению: если в конце советского периода на нее приходилось 43%, то сейчас это менее 20%.
Но этот тренд не выглядит угрожающим, если вспомнить, что качество говядины в СССР было не самым лучшим — мясное направление чаще всего рассматривалось как некое дополнение к молочному животноводству, а доля скота специализированных мясных пород в поголовье КРС была крайне низкой. Последующее же преимущество свинины и птицы связано с тем, что именно в эти сегменты пришли первые крупные инвестиции в ходе возрождения российского АПК, начавшегося в 2000-х годах. Проекты мясного животноводства, по определению более сложные и дольше окупаемые, были по силам далеко не всем компаниям, поэтому большие деньги российская говядина ощутила не сразу.

Серьезным стимулом для развития мясного скотоводства в России стали продовольственные контрсанкции и девальвация рубля в 2014 году. За последующие несколько лет импорт говядины в РФ последовательно снижался. В частности, за восемь месяцев прошлого года наша страна закупила за рубежом всего 49 тыс. тонн охлажденной говядины (на 27,6% меньше, чем за тот же период годом ранее) и 146,2 тыс. тонн замороженной (минус 4,5%). Одновременно увеличивалось отечественное поголовье КРС. На 1 октября 2019 года, по данным Минсельхоза РФ, поголовье мясного и помесного (полученного от скрещивания со специализированными мясными породами) скота во всех хозяйствах составило свыше 3,9 млн животных, что на 110,8 тыс. голов (2,9%) больше, чем годом ранее.

Инвестором номер один в российском мясном животноводстве на протяжении долгого времени остается группа компаний «Мираторг», которая на сегодняшний день, по собственным данным, имеет крупнейшее в мире поголовье КРС специализированной мясной породы блэк ангус и производит 137 тыс. тонн говядины (результат 2019 года). Инвестиции холдинга в дивизион «Говядина» превысили 78 млрд рублей, а ее производственные площадки расположены уже в нескольких регионах: в Брянской, Калининградской, Смоленской, Калужской, Орловской и Тульской областях.
Мраморная говядина «Мираторга» хорошо узнаваема в крупнейших торговых сетях страны, но едва ли справедливо называть первопроходца этого рынка монополистом, поскольку количество проектов в российском мясном животноводстве, реализованных и заявленных другими компаниями, идет уже на десятки. В числе этих игроков — воронежская группа «Заречное», холдинг «АгроПромКомплектация», компания «Владимирский стандарт» и т.д. В 2019 году география новых проектов по выращиванию КРС и производству качественной говядины включала Воронежскую, Калужскую и Московскую области, Удмуртию, Башкирию, Сахалин.

Хорошим примером того, как все больше регионов включаются в производство качественной говядины, может служить Удмуртия. В этой поволжской республике первыми выращивать КРС мясных пород начали местные фермеры, в прошлом году создавшие сельхозкооператив «Герефорд», в который вошли 10 подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств. На инициативу быстро обратили внимание региональные власти, прописав в бюджете отдельную строку на субсидирование мясного животноводства. Удмуртский минсельхоз исходит из того, что обеспеченность жителей республики говядиной собственного производства составляет всего 31%, поэтому перспективы у этого рынка совершенно понятны — к 2030 году стоит задача нарастить поголовье КРС мясных специализированных пород на порядок, до 10 тыс. голов с нынешних 906.

На занятие серьезной ниши в производстве «новой» говядины претендует и Ростовская область, где в прошлом году началось внедрение региональной стратегии развития мясного скотоводства, основанной на кооперации крупных предприятий отрасли с фермерскими хозяйствами на базе глубокой специализации и разделения технологических процессов. Как сообщил в ходе выставки «Золотая осень»-2019 донской министр сельского хозяйства и продовольствия Константин Рачаловский, за 2018 год в фермерских хозяйствах Ростовской области произошел прирост поголовья коров мясного скота более чем на 13 тыс. голов, а производство мяса увеличилось почти на 30%. Свою роль в этом сыграла господдержка в виде субсидий на одну маточную голову мясного направления продуктивности и грантов начинающим фермерам и семейным животноводческим фермам.

Существенный потенциал есть и для модернизации сегмента в регионах-лидерах. Например, Республика Башкортостан по итогам 2018 года занимала первое место в России по производству говядины (191 тыс. тонн) и второе место по поголовью КРС (978 тыс. голов). Но основное производство говядины по-прежнему обеспечивалось сдачей на убой выбракованного скота молочного направления и небольшого откормочного поголовья, который выращивается экстенсивными методами. Специализированного мясного и помесного поголовья в регионе насчитывалось всего 73 тыс. голов (7% от общего поголовья КРС), в связи с чем Минсельхоз Республики Башкортостан поставил задачу увеличить поголовье животных мясных пород и откормочное поголовье КРС путем создания современных откормочных площадок (фидлотов) и мясных ферм, а также планируется улучшить племенную базу мясного скотоводства.

Рычаг для длинных денег
Одним из главных стимулов для инвесторов браться за дорогостоящие проекты в мясном животноводстве действительно стали крупные объемы господдержки, предоставляемые этому сегменту АПК. Еще в 2011 году Минсельхоз РФ утвердил национальную Стратегию развития мясного животноводства до 2020 года, основные показатели которой фактически выполнены: потребление мяса на душу населения, как и было предусмотрено документом, превысило уровень 75 кг в год, а доля говядины в мясном балансе стабилизировалась на уровне 20%.
В Госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, в которую была включена отдельная подпрограмма развития мясного животноводства, на поддержку этого сегмента было заложено 65,4 млрд рублей из средств федерального бюджета. Основной формой поддержки стало предоставление субсидий на приобретение племенной продукции КРС мясных пород, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов КРС, мясохладобоен и пунктов по приемке и первичной переработке скота. Размер субсидии составил не менее 20% ставки рефинансирования Банка России, в целях развития производства КРС право на субсидии было предоставлено компаниям, получающим инвестиционные кредиты (займы) на срок до 15 лет.

Уже на 2014 год в федеральный бюджет на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства были заложены средства в объеме около 4,5 млрд рублей. В 2015 году финансирование мероприятий подпрограммы развития мясного скотоводства из средств федерального бюджета составило почти 7,3 млрд рублей. Численность КРС специализированных мясных пород и помесного скота по итогам года в хозяйствах всех категорий превысило 3,27 млн голов, увеличившись более чем в 7 раз по сравнению с уровнем 2008 года, когда приказом Минсельхоза РФ была впервые утверждена отраслевая целевая программа «Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы».

Как отмечает в одной из своих статей главный научный сотрудник ФГБНУ «Росинформагротех», доктор экономических наук Валерий Кузьмин, в результате предпринятых за 2008-2017 годы мер поддержки мясного скотоводства было введено в строй 512 новых объектов на 480 тыс. скотомест, а также 255 реконструированных и модернизированных объектов на 74 тыс. скотомест. Доля скота специализированных мясных пород в общем стаде КРС к 2017 году увеличилась до 19,7% (3,6 млн из 18,3 млн голов). Это существенно больше, чем не только в советский период, когда она составляла лишь 2,4%, но и по сравнению с 2009 годом, когда господдержка мясного животноводства только стартовала (3,6%).
Впрочем, до среднемировых показателей (около 40%) России по-прежнему далеко, не говоря уже о таких странах, как США и Канада, где на долю мясных пород приходится 70-75% поголовья КРС. Да и концентрация рынка говядины в России сравнительно мала: как отмечалось на прошлогодней конференции Russian Meat & Feed Industry-2019, доля топ-25 производителей в совокупном выпуске говядины составляет лишь 13% в общем производстве сельхозорганизаций.

Приведенные данные демонстрируют большой потенциал роста в российском мясном животноводстве, однако, напоминает Валерий Кузьмин, производство мяса КРС остается одним из самых сложных и трудоемких направлений в животноводстве и не во всех сельхозорганизациях достигает прибыльности. По словам ученого, мясное скотоводство по-прежнему требует специальных мер поддержки, поскольку для его роста необходимы значительные инвестиции и долгосрочные программы действий по улучшению инвестиционной привлекательности. Тем более что сейчас потребление говядины в России по-прежнему меньше, чем рациональная норма питания по этому виду мяса (20 килограмм на человека в год). Для достижения рекомендуемой нормы потребления производство говядины должно увеличиться почти в два раза к текущему уровню и составить около 3 млн тонн в год, резюмирует Валерий Кузьмин.
Позиция аграрной науки совпадает с представлением о перспективах отрасли в Минсельхозе РФ, где отмечают, что дальнейший рост производства высококачественной говядины в стране возможен за счет интенсивного развития специализированного мясного скотоводства.

Экспортные пробы
Отдельные ниши рынка «новой» говядины в России уже демонстрируют стремительный рост. Например, по данным американской консалтинговой компании Nielsten, с декабря 2018 года по ноябрь 2019-го продажи стейков в натуральном выражении выросли на 77,9%, а в денежном — на 53,4%, хотя в целом продажи говядины увеличились всего на 5%. В сущности, перед нами типичный пример быстрого роста от низкой базы: доля стейков в общих продажах говядины за последний год увеличилась на 4,3%, но по-прежнему невелика — порядка 15,6%.
И пока более активный спрос россиян на говядину сдерживается незначительной динамикой их доходов, производители пытаются найти для своей продукции выгодные внешние рынки. Тот же «Мираторг» поставляет мясо уже примерно в 30 стран, включая такие регионы, как Персидский залив, Юго-Восточная Азия, Африка, СНГ. В феврале холдинг начал экспорт говядины в Бразилию — эта страна входит в список мировых лидеров по производству этого вида мяса, что отнюдь не означает отсутствие на ее рынке свободных ниш для внешних поставщиков. «Мираторг» планирует отправить в Бразилию более 13 тонн продукции по каналу HoReCa (отели, рестораны, кейтеринг), в том числе традиционные отруба для гриль-блюда Churassco, а также премиальные отруба-рибай и другие стейки.

«Стратегия компании направлена на рост экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособной по цене и востребованной на мировых рынках. Для достижения этой цели агрохолдинг расширяет ассортимент и обеспечивает качество продукции на уровне лучших мировых производителей. Кроме того, при планировании поставок мы учитываем особенности культуры питания в странах-импортерах и предлагаем продукт, соответствующий предпочтениям потребителей», — прокомментировал начало поставок в Бразилию президент АПХ «Мираторг» Виктор Линник.
Не так давно состоялось еще одно примечательное событие: власти Китая впервые предоставили разрешение на экспорт говядины двум российским производителям — входящей в структуру «Мираторга» Брянской мясной компании и ГК «Заречное». Переговоры по этому вопросу шли более семи лет, и теперь один из самых перспективных мировых рынков для российской говядины открыт. «Это наша серьезная победа», — отметил министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев в феврале, представляя президенту Владимиру Путину итоги работы российского АПК в 2019 году. Непросто далось и право экспортировать говядину в Бразилию — на переговоры пришлось потратить целых четыре года.

По оценке Национальной мясной ассоциации (НМА), в 2019 году физический объем экспорта российской говядины составил 9 тыс. тонн — показатель небольшой, а в масштабе мирового рынка и вовсе капля в море. Однако планы по развитию этого направления весьма амбициозны: по оценкам Минсельхоза РФ, экспорт говядины может приносить России до 200 млн долларов в год. Основной потенциал этого экспорта, по имеющимся оценкам, сосредоточен в премиум-сегменте. Например, на рынке Евросоюза с высокой покупательной способностью российская говядина априори имеет конкурентные преимущества, поскольку при ее производстве не используются различные стимуляторы роста мышечной массы.
По оценке Национального союза производителей говядины, мировой экспорт этого вида мяса в 2020 году вырастет на 4%, в том числе в связи с продолжающимся распространением по планете африканской чумы свиней. Россия сейчас имеет все возможности найти свое место на этом рынке, войдя к весьма ограниченный «клуб» стран-производителей качественной говядины.