«Российские аграрии накопили достаточный потенциал, чтобы обеспечить страну продовольствием в полной мере и даже больше»

«Российские аграрии накопили достаточный потенциал, чтобы обеспечить страну продовольствием в полной мере и даже больше»

Круглый стол «Вестника АПК»
«Российские аграрии накопили достаточный потенциал, чтобы обеспечить страну продовольствием в полной мере и даже больше»
Камияр Байтемиров, президент Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Республики Татарстан:
— Сельское хозяйство — это та отрасль, которая дает наибольшую отдачу вложенных средств. Экспорт нашей продукции уже давно обогнал объемы других ключевых отраслей экономики. Наш АПК в полной мере обеспечивает и внутренние потребности населения страны. Татарстан по основным видам продукции практически в 1,5-2 раза производит больше продукции, чем это необходимо населению, а по объему полученного молока республика уверенно занимает первое место в России.

Радует, что в новой доктрине подчеркнуто, что в развитии сельских территорий важное место занимает развитие малых форм хозяйствования.
На сегодняшний день во всей России, в том числе в Татарстане, фермерские хозяйства производят более 50% валовой сельскохозяйственной продукции вместе с ЛПХ. Поэтому роль малых хозяйств в развитии сельских территорий сложно переоценить, особенно с учетом того, что они являются основными деревнеобразующими сегментами. Об этом говорилось и на 31-м съезде АККОР РФ в феврале. Именно на них лежит поддержка крестьянских подворий, инфраструктуры села.

Если смотреть на дальнейшее развитие агропромышленного комплекса, то нельзя уходить от такого вопроса, как использование цифровых технологий в сельском хозяйстве, и без технического прогресса сегодня немыслим современный АПК. Однако этот прогресс не должен уходить за рамки сохранения народонаселения. Например, ученые предлагают заменить естественный продукт искусственным, будь то мясо, белок или молоко.
Но мы сторонники того, чтобы сохранить народонаселение и развивать собственное производство аграрной продукции. И она должна быть натуральной, экологически чистой, а чтобы получать такую продукцию, нужно сохранять чистый природный потенциал и земельные ресурсы страны.

«Российские аграрии накопили достаточный потенциал, чтобы обеспечить страну продовольствием в полной мере и даже больше»
Умар Узденов, генеральный директор АО «Агрокомбинат «Южный», Карачаево-Черкесская Республика:
— Считаю, что российские аграрии справились с задачами, обозначенными в Доктрине продовольственной безопасности РФ в 2010 году. Сегодня картина в целом меняется, меняются и показатели самого документа. Предприятия накопили достаточный потенциал, чтобы обеспечить страну продовольствием в полной мере и даже больше.

В новой редакции появился показатель по овощам и бахчевым — обеспечение не менее 90% потребности населения. Тепличное овощеводство является важной частью АПК нашей страны, так как обеспечивает полноценное питание населения во внесезонный период, когда отсутствует большинство других источников витаминов. Мы считаем, что для придания положительной динамики развития данному сегменту в долгосрочной перспективе необходимо продолжение реализации комплекса мер по стимулированию государством инвестиционной активности программы развития тепличного хозяйства в России. Здесь и предоставление льготных кредитов, налоговых льгот, субсидий, разработка или заимствование иностранного положительного опыта по внедрению новейших ресурсосберегающих технологий.

Также ощутимой поддержкой стало бы субсидирование государством затрат на потребление природного газа и внедрение новейших технологий, снижающих энергозатратность производства овощей в  защищенном грунте.

«Российские аграрии накопили достаточный потенциал, чтобы обеспечить страну продовольствием в полной мере и даже больше»
Владимир Рубахин, генеральный директор ООО «Агротек», Камчатский край:
— На мой взгляд, новая доктрина не сильно отличается от принятой в 2010 году. Например, обеспечение потребностей населения в мясе и мясопродуктах осталось прежним — не менее 85%. Общий уровень обеспеченности страны пищевыми продуктами находится в районе 80-90%. Поэтому цели в документе для российских аграриев вполне себе достижимы.
Одним из основных препятствий для выполнения доктрины является отток населения из сельской местности.
Будет правильнее, если наряду с развитием кооперации консолидировать усилия в пользу развития малых предприятий на селе с обеспечением им доступа к рынкам. Важен и вопрос кадрового ресурса: люди готовы учиться, приезжать на работу, но не проживать на селе, где зачастую нет никакой социальной активности, инфраструктуры, школ, детских садов и т.д.

Также сельхозпроизводителю нужны долгосрочные финансовые ресурсы и доступ к оборотным средствам.
Для аграриев Дальнего Востока условия для реализации стимулирующих программ такие же, как и в центральной полосе. Хотя любое строительство здесь стоит в 1,8 раза дороже, чем в центральных регионах, строительный сезон — 3-4 месяца. Поэтому так важно разрабатывать программы с поправкой на специфику экономики и удаленность регионов.
Важен и земельный ресурс. На Дальнем Востоке около 200 тыс. га земли заброшены. Возвращать земли в оборот зачастую аграриям не по карману. И чтобы вернуть эти площади, нужна поддержка государства.

Мы сегодня пытаемся торговать с зарубежными странами, и довольно удачно, бывает, что продаем больше, чем запланировали, что влечет за собой дефицит товара на внутреннем рынке, цена на сырье поднимается, дорожает конечный продукт. В данном случае может помочь применение квот на сбыт товара за рубеж.
«Российские аграрии накопили достаточный потенциал, чтобы обеспечить страну продовольствием в полной мере и даже больше»
Юрий Головащенко, учредитель ООО «Былинкино», Московская область:
— Доля отечественных продуктов на полках значительно выросла в последние годы, покупатели с большей охотой берут местные продукты. И все же россияне стали меньше тратить на еду, и потребление основных продуктов питания снизилось.
Я не думаю, что мы уже готовы выполнить все заявленные показатели доктрины, но всегда надо с чего-то начинать, а цели, обозначенные в документе, понятны и правильны.

Может быть, городским жителям это не очень заметно, но я рад отметить, что наблюдаю в своем районе колоссальную успешную работу местной власти по возвращению земель в сельхозоборот, повышению инвестиционной привлекательности села.
За несколько лет в Луховицком районе появились успешные проекты по выращиванию ягод, экологически чистых овощей, молочной переработке. Наше предприятие, как и многие, столкнулось с кадровой проблемой. Несколько десятилетий страна воспитывала поколение менеджеров, и сейчас работать на селе некому, а уж найти специалиста с опытом работы, знакомого с мировыми практиками в сельском хозяйстве, в том числе в животноводстве, практически невозможно.
Сельхозпродукт хорошего качества — это узкая нишевая категория, которая считается премиальной и дорогой. А оставшаяся значительная доля фальсификаций в этой сфере сильно подрывает доверие потребителя. И это может сказаться на выполнении показателей доктрины.

«Российские аграрии накопили достаточный потенциал, чтобы обеспечить страну продовольствием в полной мере и даже больше»
Татьяна Фисюра, глава КФХ, Краснодарский край:
— Первый вопрос — на чьи плечи ляжет выполнение новой Доктрины продовольственной безопасности РФ? Как представитель малого бизнеса с 4,3 га земли могу сказать одно: 1 га моего участка дает государству 30 тыс. дохода в год.
Мы занимаемся виноградарством и виноделием, выращиваем и реализуем прямо с участка наш российский экологически чистый столовый виноград. Как только виноград начинает созревать за две-три недели до этого, все прилавки магазинов и рынков буквально под завязку заполняются импортным виноградом.

И как же быть российскому сельхозпроизводителю? У нас импорта из Африки и Турции хоть отбавляй. И никто не становится на защиту отечественного производителя. Так как же тогда выполнять показатели доктрины? Нас даже не пускают на наш собственный рынок!
Издали закон о виноделии. Прекрасно! Но малые хозяйства фактически поставили в один ряд с крупными винодельческими производителями.
Мы также должны построить завод, заплатить огромные налоги. Это нереально.
Во Франции, Италии основной костяк отрасли составляют именно малые винодельческие предприятия. У нас же изначально для них закрыт путь к развитию и процветанию. А зря.

Малый бизнес быстро реагирует на рыночный спрос. Например, не было у нас ягод — пожалуйста! Настроили теплиц, посадили малину-клубнику, и эти продукты уже в списке новой продовольственной доктрины.
Малый бизнес гибок и может быстро расширять направление деятельности. Опять же, нужно передать вышедшие из обращения земли сельхозназначения малому бизнесу: фермерские хозяйства быстро ее освоят и станут получать урожай. Вопрос кадров. Мы подготовили порядка 250 специалистов, которые практиковались у нас.

Сейчас активно взаимодействуем с аграрными учебными заведениями, подписали соглашение с кафедрой виноградарства Кубанского аграрного университета о проведении у нас практики их студентов. И как представители малого бизнеса мы и в этом вопросе можем сказать свое веское слово.