Сельхозмашиностроение пошло в рост

Сельхозмашиностроение пошло в рост

К 2030 году объем производства отрасли в России должен вырасти в три раза
В ближайшие 5-7 лет в России намерены обновить до 100 тысяч единиц сельхозтехники, а к 2030 году объем производства отрасли должен вырасти с нынешних 88,6 до 280 млрд рублей. Одну из ведущих ролей будет играть ростовский КЗ «Ростсельмаш», который уже в течение ближайших 5 лет увеличит свои мощности с 6 до 10 тысяч машин. Государство планирует увеличить средства для субсидирования производителей новой техники при условии предоставления ими скидки на ее приобретение. С 2015 года субсидии выросли с 3 до 13,7 млрд рублей в год.

Планы сверху
В последние годы предприятия сельхозмашиностроения России в сложной и не всегда благоприятной экономической ситуации сделали большой шаг вперед в развитии производства, существенно улучшили качество выпускаемой техники и оборудования, увеличили экспорт высокотехнологичной продукции, создали тысячи новых рабочих мест и увеличили налоговые платежи в бюджеты всех уровней. Это стало возможным за счет государственной политики, направленной на импортозамещение, а также благодаря предоставлению субсидий производителям, введению утилизационного сбора, поддержанию отдельных НИОКР, предоставлению льготных займов Фондом развития промышленности, утверждению критериев отнесения продукции к продукции российского производства и поддержке экспорта. В прошлом году на поддержку отечественного сельхозмашиностроения было выделено порядка 11 млрд рублей, а также 15,4 млрд — на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам для сельхозпроизводителей по пяти направлениям (в 2015 году на предоставление субсидий производителям сельхозтехники из федерального бюджета было выделено 5,2 млрд рублей). Деньги пошли на компенсацию 25-30-процентной скидки для аграриев в рамках программы 1432, что позволило закупить им 15,5 тыс. единиц новой техники. При этом система субсидирования была изменена. Средства господдержки целенаправленно выделялись только отечественным машиностроителям на условиях предоставления скидок покупателям.

В правительстве считают, что, с одной стороны, это позволило сельхозпроизводителям приобрести новую высокоэффективную технику, с другой — дать толчок к росту ее производства. Однако отсутствие долгосрочных и понятных «правил игры» в отрасли зачастую дезориентирует производителей, которые из-за различных тенденций в политике правительства не могут понять, либо им развивать производство в ожидании субсидий, либо, напротив, его сокращать и переобучать персонал в русле режима экономии.

О планах по модернизации парка техники в ходе весеннего визита на комбайновый завод «Ростсельмаш» сообщил министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. Тогда он рассказал собравшимся в заводских цехах о том, что в пореформенное время российские аграрии «подсели на импорт, им показалось, зачем, мол, нужна отечественная техника, если есть качественный продукт». «На наших глазах произошло чудо: сегодня российская техника ничем не отличается от современных передовых образцов машиностроения», — добавил министр, показывая на ростовские комбайны и трактора. Интересно, что «увлечение импортом» можно вполне переадресовать ему самому: будучи губернатором Краснодарского края, в 2005 году он привлек в кубанскую столицу сборочное производство немецких комбайнов Claas. Ныне это не совсем актуально, так как немецкая компания подписала специнвестконтракт (СПИК) с Минпромторгом РФ и уже пользуется всеми федеральными преференциями, как и отечественные машиностроители.

Заключение первого СПИК и запуск второй производственной линии на краснодарском предприятии Claas позволили в 1,5 раза нарастить объем производства. «В ближайших планах Claas — увеличить до 700 единиц укрупненных узлов зерноуборочных комбайнов, которые будут производиться на краснодарском заводе, а еще 600 планируется закупать у других российских компаний. В настоящее время из 45 поставщиков предприятия лишь 5 находятся за пределами Российской Федерации. Кроме того, достигнута предварительная договоренность о приобретении у завода «Камминз КАМА» в Набережных Челнах двигателей отечественного производства для установки на зерноуборочных комбайнах Claas», — говорится на официальном сайте компании.

Инструменты роста
Но, безусловно, логика в словах министра есть. Вовремя проведенная модернизация позволила «Ростсельмашу» вывести на рынок новые марки комбайнов 7-го поколения и наладить в Ростове сборку тракторов, а правительственные меры господдержки помогли сделать эти машины доступными для селян. Основным инструментом господдержки стало выделение субсидий производителям сельхозтехники при условии предоставления скидки аграриям на приобретение комбайнов и тракторов. Кстати, это единственная программа Минсельхоза РФ, по которой субсидии выплачиваются не через субъекты Федерации, тем самым у регионов нет необходимости в софинансировании — федеральная программа доступна для всех территорий России. «Эта программа позволяет производителям машин вот уже три года подряд наращивать объемы выпускаемой сельхозтехники в стране. Если бы субсидирования по программе 1432 не было, то сейчас, я думаю, мы могли бы производить в среднем на 30% меньше техники в России. А с учетом задач, которые ставит правительство по импортозамещению, в то время как импортная техника и ее обслуживание подорожали в 2 раза и более, в эффективности этой программы нельзя сомневаться», — считает президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин. По его информации, в прошлом году в качестве субсидий «Ростсельмаш» получил от государства порядка 6,5 млрд рублей (из 11,1 млрд рублей общей суммы госсубсидий).
Производители благодаря этому смогли снизить цену на свою продукцию (60 видов техники) на 25-30% (в зависимости от регионов), а селяне — собрать нужную сумму. В 2016 году аграрии приобрели свыше 17 тыс. единиц российской техники. Увеличилась и экспортная составляющая производителей техники. С 2014 года она выросла с 4 до 6,8 млрд рублей. «Сейчас процент отечественной техники у аграриев в России начинает постепенно расти, — считает генеральный директор ОАО «АНИИТМ» Сергей Омельченко. — В европейской части страны, и особенно в южных регионах — Краснодарском крае, Ставрополье, Ростовской области, потребность в технике наиболее высокая. У них уже в середине июня начинается уборка озимых культур, и они эти же поля засеивают подсолнечником и успевают до конца осени собрать урожай. Поэтому и износ техники там большой, потребность в запчастях всегда есть».

«Каждый третий комбайн за последние шесть лет на Дону приобретен с региональной поддержкой, — сообщил губернатор Ростовской области Василий Голубев. — При поддержке регионального бюджета приобретено почти 1600 комбайнов, 150 тракторов и более 3 тыс. единиц сельскохозяйственной техники». Как пояснили в Минсельхозе РФ, в бюджете на текущий год в рамках госпрограммы развития АПК на подпрограмму по технической и технологической модернизации и инновационному развитию в текущем году планируется направить 94,05 млн рублей. Еще 11,531 млрд рублей в бюджете предназначено для субсидий на возмещение части прямых затрат на создание и модернизацию объектов АПК, а также на приобретение техники и оборудования. Кроме того, в рамках реализации мероприятий по обеспечению стабильного социально-экономического развития РФ в 2017 году предполагается выделить субсидии производителям сельхозтехники в размере 13,7 млрд рублей. Показательно, что еще в 2015 году субсидии не превышали 3 млрд, в прошлом году — 11 млрд. Меры федерального стимулирования, по замыслу руководства Минсельхоза РФ, должны привести к значительному росту производства агротехники в стране. По мнению Александра Ткачева, за ближайшие 5-7 лет России необходимо модернизировать парк комбайнов в размере не менее 100 тыс. машин. Только Ростовская область ежегодно нуждается в обновлении 500 комбайнов. Согласно разработанному Минпромторгом РФ проекту Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения в России, к 2030 году объем производства отрасли должен вырасти с нынешних 88,6 до 280 млрд рублей. А доля отечественных производителей увеличится с 54% (2016 год) до 80%. «Рост объема производства сельхозтехники, который мы наблюдали с 2013 года, показывал двузначные цифры ежегодно. Поэтому увеличение этого показателя в три раза к 2030 году вполне реалистично при выполнении закладываемых
в стратегии мер», — считает помощник президента ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин.

Планы снизу
Основную роль в наращивании доли отечественной техники на российском рынке должен играть даже не мировой игрок Claas, а многолетний лидер отрасли КЗ «Ростсельмаш». В 2016 году завод показал рост своих производственных показателей на 30% (в 2015 году на нем было собрано 4,5 тыс. комбайнов, выручка составила 25,1 млрд рублей, чистая прибыль — 2,655 млрд рублей). На экспорт было отправлено 800 машин (почти 15% от общего объема выпуска). На фоне спада на мировом рынке сельхозтехники «Ростсельмашу» удалось закрепиться на рынках Ирана и Словакии. «Положительное влияние на развитие производства оказывают действующие новые меры государственной поддержки отрасли, — считает директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ Евгений Корчевой. — Во-первых, это постановление № 1432, субсидирующее от 25% до 30% стоимости произведенной в России техники. Следующие важные механизмы — это субсидирование затрат компаний на НИОКР и процентов по кредитам на пополнение оборотных средств, страховая поддержка экспорта и льготные кредиты по линии Росэксимбанка, поддержка национальных стендов сельхозтехники в выставках за рубежом. Введение утилизационного сбора позволит также за счет выравнивания условий конкуренции недобросовестным импортом нарастить долю отечественного производства». Эти меры положительно повлияли в первую очередь на работу заводского КБ, которое представило сразу несколько технических новинок. «Только в прошлом году девять моделей зерноуборочных комбайнов были обновлены. Вывели на рынок (серийно) две модели борон, две модели опрыскивателей, в полной серии выпускали новый комбайн RSM-161. Обновили одну модель кормоуборочных комбайнов — RSM 1401/1403. Вывели две модели новых жаток в серию. Кроме того, был представлен проект инновационной системы дистанционного мониторинга и контроля операций агромашин с модулем параметрического контроля для сельскохозяйственных предприятий Agrotronic™», — рассказал директор департамента маркетинга «Ростсельмаша» Прохор Дармов.
Но более всего на рост объемов производства повлиял запуск нового цеха тяжелых тракторов семейства Versatile, которые ранее производились только в Северной Америке. В прошлом году выпустили опытную партию тракторов, в этом году планируется их изготовить уже несколько сотен.

Перспективы всей отрасли сельхозмашиностроения сегодня вполне очевидны. Обеспеченность техникой сельхозпредприятий России в 2000-2014 годах значительно снизилась: в 3,4 раза по зерноуборочным комбайнам, в 2,3 раза — по кормоуборочным комбайнам, в 3,3 раза — по тракторам. Россия по сравнению с другими западными странами является безусловным «лидером» по старению техники (возраст — свыше 10 лет). В обновлении нуждается 85% тракторов и 58% комбайнов (в США и Канаде эти показатели, соответственно, 64% и 40%, в Евросоюзе — 57% и 32%). «Для того чтобы отечественный АПК мог нормально развиваться, необходимо ежегодно обновлять парк комбайнов как минимум на 11 тыс. машин, а у нас ежегодно в хозяйствах закупается не более 5-6 тысяч», — рассказал отраслевой эксперт Дмитрий Иноземцев. Стратегией развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года предусмотрено увеличение парка тракторов с нынешних 435 до 610 тысяч, комбайнов — с 134 до 147 тысяч за счет внедрения в АПК машин новейших образцов. На «Ростсельмаше» уже готовятся запустить в серию комбайн Nova, вывести второе поколение «Вектора» и «Торума», расширить линейку поливочной и прицепной техники. Предполагается, что через 5-7 лет конструкторы уже вполне реально будут вести речь о запуске в серию первых беспилотных комбайнов и тракторов.

«В 2017 году мы планируем нарастить свое давление на внешних рынках, — рассказал Дармов. — Мы намерены добавить в ареал своей сети еще не менее двух новых страновых рынков. Также планируем внедрить ряд более совершенных практик в работе своей партнерской сети, которые должны положительно сказаться на эффективности производства для нас и аграриев. Само собой, будем осуществлять все перспективные разработки по модельному ряду. Ожидаем положительного развития тех программ поддержки сектора от государства, которые уже на деле показали свою эффективность — как в вопросах стимулирования модернизации машинно-тракторного парка СХТП России, так и по развитию экспортной деятельности».
Этому будут способствовать и очередные меры господдержки, объявленные правительством на текущий год. По информации министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, новые меры по поддержке экспорта позволят к 2018 году удвоить поставки отечественной техники за рубеж. Ранее он заявлял о цели увеличить продажи за рубеж российской сельхозтехники в четыре раза к 2025 году — в страны СНГ и дальнего зарубежья, в том числе в Европу.