Андрей Коробка: «У кубанских продуктов — огромный потенциал для выхода на международные рынки»

Андрей Коробка: «У кубанских продуктов — огромный потенциал для выхода на международные рынки»

Краснодарский край в очередной раз побил рекорд по сбору зерновых колосовых и зернобобовых культур. Однако почивать на лаврах не приходится. Перед АПК региона ставятся новые амбициозные задачи, которые, в частности, определены национальными проектами и их региональными составляющими
Краснодарский край в очередной раз побил рекорд по сбору зерновых колосовых и зернобобовых культур. Однако почивать на лаврах не приходится. Перед АПК региона ставятся новые амбициозные задачи, которые, в частности, определены национальными проектами и их региональными составляющими. Каких целей должен достичь край и какие инструменты для этого предусмотрены, «Вестнику АПК» рассказал Андрей Коробка, вице-губернатор Кубани, отвечающий за развитие агропромышленного комплекса.

Андрей Николаевич, регион принимает участие в реализации целого ряда национальных проектов. Один из них — «Международная кооперация и экспорт» — непосредственно связан с развитием агропрома. Какие задачи ставятся в рамках его реализации?
Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» нацелен на существенное увеличение доли наших продуктов на иностранных рынках. В ближайшие пять лет нам необходимо за счет создания новой товарной массы выйти на объем экспорта в денежном выражении 3,8 млрд долларов. Эту задачу мы рассматриваем в первую очередь как один из этапов развития АПК. Чтобы ее выполнить, потребуется существенно модернизировать отрасль, выйти на новые объемы производства сельхозпродукции и довести ее качество до мировых стандартов, построить логистические цепи. Безусловно, от этого производители и потребители только выиграют.

Товарами с высоким экспортным потенциалом определены, естественно, зерно, а также масложировая, крахмалопаточная и мукомольно-крупяная продукция. По этим позициям мы имеем и резервы для увеличения объемов производства, и гарантированные рынки сбыта, и растущий спрос.
На готовую продукцию мы делаем большую ставку — потенциал в этом направлении огромен. Среди кубанских перерабатывающих комбинатов много тех, кто мог бы успешно завоевывать мировые рынки. Некоторым из них пока что не хватает опыта продвижения, кому-то финансовых ресурсов для выхода на новые производственные объемы. В этой части край, конечно, будет всячески помогать.
Как показывает практика, те предприятия, которые работают изначально с ориентиром на глобальный рынок, достигают высоких результатов. Например, Кореновский молочный консервный комбинат, выпускающий продукцию под брендом «Коровка из Кореновки», выстраивает именно такую бизнес-модель. Сейчас компания создает цех по производству мороженого конкретно под экспортные нужды.

Кубань закончила уборочную кампанию с рекордными показателями. Учитывая высокое качество зерна-2019, можно ли говорить о том, что план по экспорту на 1,55 млрд долларов в 2019 году будет выполнен?
Все предпосылки к этому есть. Если она останется на уровне сегодняшнего дня — 190 долларов за тонну, то план в размере 1,6 млрд долларов будет достигнут. Но существуют и некоторые опасения из-за возможного снижения цены на зерно на мировом рынке. Сейчас фактический объем экспорта зерна составляет 657,7 млн долларов — это больше 40% от плана.
Андрей Коробка: «У кубанских продуктов — огромный потенциал для выхода на международные рынки»
Какие перспективы у экспорта масложировой продукции?
Хорошие. Уже сейчас экспорт этой категории товаров показывает рост 25%. Чтобы продолжилась эта позитивная динамика, в дальнейшем мы будем увеличивать объемы производства масличных культур для последующей переработки. Поэтому сейчас тщательно пересматриваем структуру посевных площадей. Конечно, не в сторону подсолнечника, а других перспективных с экономической точки зрения культур. Например, озимого рапса. Его средняя рентабельность — 77%, а в некоторых предприятиях и 100%. Перерабатывающие предприятия, в свою очередь, уже подтвердили готовность брать рапс на переработку с возможностью заключения долгосрочных договоров на поставку. Поэтому под урожай 2020 года мы уже увеличили площадь этой агрокультуры.

Какие кубанские продукты могут быть интересны зарубежным потребителям, и как обстоят дела с их продвижением на международные рынки?
Перечень перспективных в плане экспорта продуктов достаточно широкий — это крупы, кондитерские изделия, соки, винодельческая продукция, мороженое. Здесь сказалась политика импортозамещения, которая подстегнула, во-первых, увеличивать объемы производства, во-вторых, постоянно работать над качеством. Все перечисленные товары мы в небольших объемах уже экспортируем. С начала года их продано за рубеж в денежном выражении на сумму около 40 млн долларов.
Кондитерские изделия, на мой взгляд, немного недооценены в плане экспорта. Да, это категория товаров не первой необходимости, но на них всегда был и будет спрос. В общей структуре российского экспорта всей продукции АПК кондитерка занимает четвертое место после зерна, растительного масла и рыбы. Думаю, это весомый аргумент в пользу развития этой отрасли. Кубанские кондитеры, кстати, уже нашли своих покупателей за рубежом — комбинат «Кубань», «Галан», «Кубанская кормилица», «Метрополис» экспортируют свою продукцию уже не первый год. Их покупают страны ближнего зарубежья, Средней Азии. Конечно, объемы экспорта кондитерских изделий значительно малы в сравнении с экспортом зерна или масложировой продукции — с начала 2019 года экспортировано всего около 2 тыс. тонн на 3,5 млн долларов. Но нам есть куда расти: фактическая загрузка кондитерских комбинатов сегодня около 65% ввиду дорогого сырья.

Есть ли планы как-то это исправить?
Да, тем более что аналогичная ситуация и по некоторым другим отраслям пищевой промышленности. Поэтому, начиная с этого года, по поручению губернатора Вениамина Кондратьева мы будем выделять краевые средства на поддержку перерабатывающих предприятий.
Высокий экспортный потенциал у виноделов. Участие, победы в престижных международных дегустационных конкурсах делают кубанские вина конкурентоспособными в сравнении с итальянскими или, например, чилийскими, к которым привыкла Европа.
В плане продвижения кубанских продуктов на зарубежных рынках край плотно работает с Российским экспортным центром, который регулярно устраивает бизнес-миссии в различных странах, организовывает участие наших предприятий в международных выставках.

Какие рынки для региона самые перспективные?
Скажу так: конструктивные торговые отношения мы готовы наладить со всеми странами. Мы и сами становимся инициаторами переговоров по этой теме. Но также готовы к встречным предложениям от зарубежных коллег.
Если говорить конкретно о странах, то большая заинтересованность в Китае. Особенность этого рынка в том, что он берет продукцию исключительно без ГМО. Так как Краснодарский край производит именно такие товары, наладить экспортные поставки нам уже удалось. В Китай идут наши кондитерские изделия, мороженое, винодельческая продукция. Мы готовы расширить этот перечень.

А финансовая поддержка экспортно ориентированным предприятиям предусмотрена?
Безусловно, под нацпроекты предусмотрено финансирование. У нас это субсидирование мелиоративных мероприятий. На эти цели в 2019 году выделено 340 млн рублей федеральных и краевых средств. Результатом поддержки должны стать введение в эксплуатацию новых и реконструкция имеющихся мелиоративных систем. Кроме того, мы скорректировали финансирование существующих программ поддержки АПК таким образом, чтобы экспортный потенциал реализовывался и по другим направлениям. К примеру, как я уже сказал, приняли решение выделить дополнительные краевые средства на поддержку предприятий кондитерской отрасли.