Фермерство пять звезд

Фермерство пять звезд

Аграрный туризм как отдельный вид стал формироваться в 70-е годы XX века
Наибольшее распространение сельский туризм получил в Европе, где его доля от общего туррынка составляет 15-30%. История продолжительного успеха лежит, как правило, на плечах европейских фермерских династий и системной поддержке государства. Удивительно, но факт: аграрная страна Россия пока делает в этом направлении лишь первые шаги. В некоторых регионах, где власти проявили заинтересованность в развитии агарного туризма, уже заметны позитивные сдвиги. Впрочем, как отмечают эксперты, пока этот вид отдыха держится преимущественно на энтузиастах.

 Еду, еду в соседнее село
По оценкам Федерального агентства по туризму, доля агарного туризма среди всего отечественного объема турпродуктов сегодня не превышает 2%. В ряде европейских стран, где данный вид отдыха начал развиваться 30‑50 лет назад, отдыхающие рассматривают агарный туризм как полноценное отдельное направление. Туристы там готовы гостить в сельских отелях неделями. Россияне, чей интерес к данному виду туризма, как отмечают специалисты, за последние два-три года все-таки увеличивается, в целом пока не готовы тратить на него больше двух дней. Чаще всего он воспринимается горожанами и вовсе как однодневное посещение какого-нибудь гастрономического фестиваля. Что, впрочем, тоже неплохо. Это хоть и маленький, но все же шаг вперед в развитии аграрного туризма. Надо отметить, что сегодня в России само понятие сельского туризма имеет в нормативно-правовом поле размытый характер. Как замечает председатель ассоциации содействия развитию агарного туризма «АгроТуризм ассоциация» Тарас Астахов, росту этого туристического направления мешает отсутствие нормального четкого законодательства в данной сфере, недостаточные меры поддержки, а также слабая информированность населения. В настоящее время, рассказывает эксперт, ассоциация взаимодействует с Комитетом по агарным вопросам ГД РФ по разработке предложений по внесению изменений в законодательство РФ с целью создания нормативной базы по сельскому туризму. В 2015 году на Госсовете по туризму министр культуры РФ Владимир Мединский, обращаясь к президенту России Владимиру Путину, подчеркивал, что агарный туризм может стать вторым направлением, по которому Россия будет эксклюзивна. «Владимир Владимирович, сельский туризм, или то, что в Европе называют агротуризм, — ​это сплошные преимущества. Это самозанятость, сохранение села и прочее. Мы своими силами сейчас пытаемся это делать. В основном, конечно, помогаем методически и административно, поскольку грантовой политики у нас нет», — ​отмечал глава ведомства.

Приходите в мой дом
Сегодня единая стратегия только вырабатывается, а развитие идет преимущественно там, где разработаны региональные программы поддержки и активны общественные организации. Определенный сдвиг дал разработанный несколько лет назад ГОСТ Р 56641‑2015 «Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома». И, действительно, сегодня практика сельских гостевых домов, открывающихся на базе новых фермерских хозяйств, лучше всего приживается среди всех возможных моделей агарного туризма. Однако популярным, прибыльным и социально-эффективным этот вид может стать в случае, когда сами сельские жители активно включатся в процесс. Как в той же Франции или Италии, где доля аграрного туризма на туррынке составляет порядка 50%. В этой стране закон, регулирующий вопросы агротуризма, был принят еще в 1985 году. Зная четкие правила игры, местные фермеры развивали туристическое направление не в ущерб аграрному. Поскольку государство не разрешало им полностью переориентироваться на туризм, отказываясь от сельхозпроизводства. В нашей стране вопросы статуса именно фермера на поле туриндустрии, его права и обязанности не раз поднимались на уровне федеральных властей. В конце прошлого года депутат ГД РФ Светлана Максимова выступала на заседании комиссии по контролю за реализацией предвыборной программы «единороссов» в разделе «Аграрная сверхдержава» (материал опубликован на сайте АККОР. — Прим. ред.) и выделила несколько законодательных инициатив, которые дадут толчок развитию малых форм хозяйствования на селе. Необходимо разрешить фермеру построить на имеющейся у него земле дом для проживания семьи фермера. Предоставление такого права позволит закрепить молодые фермерские семьи на сельских территориях. Следует законодательно узаконить право фермеров заниматься оказанием туристических услуг на селе. Упомянула она и еще один немаловажный аспект: «Большая проблема — ​необходимость оформления финансовых и бухгалтерских документов, составления отчетности. Поэтому владельцы ЛПХ уклоняются оформлять предпринимательскую деятельность. Решить эту проблему можно было бы расширением патентной системы налогообложения на все виды сельскохозяйственной деятельности».

Не стоит село без энтузиастов
Безусловно, развитие агарного туризма способно решить многие вопросы с точки зрения устойчивого развития страны, социальные и экономические аспекты, а также может способствовать сокращению миграции жителей из деревень в города. Как отмечают эксперты, в тех регионах, где местные власти внедрили региональные программы по поддержке сельского туризма, уже есть положительные изменения. По мнению Тараса Астахова плюсы особенно заметны там, где сочетается активность местных и региональных НКО и поддержка властей. Среди таких активно развивающих агротуризм регионов специалисты в первую очередь выделяют Алтайский край, Архангельскую, Калужскую, Ивановскую, Кировскую и Саратовскую области, Краснодарский край, Татарстан и Бурятию.

«В каждом регионе есть своя специфика и особенности. Но в целом деятельность НКО направлена на развитие сельского туризма в тех регионах, где они работают. Иногда эта деятельность поддерживается грантами, но чаще всего НКО находятся в постоянном поиске финансирования. Люди, занимающиеся этим делом, большие энтузиасты. Они несмотря на недостаток средств продолжают развиваться, порой вкладывая и собственные средства. Большое значение для этого направления играет роль личности. В тех субъектах, где руководитель региона видит в сельском туризме пользу, идет развитие. Яркие примеры — ​Алтайский край, Калужская область, Бурятия. А в некоторых регионах сельский туризм развивается благодаря наличию активных энтузиастов как среди владельцев объектов, так и среди руководителей профильных НКО», — ​делится опытом председатель «АгроТуризм ассоциации».
Один из ярких примеров подобного энтузиазма — ​КФХ «Пономарево» в Ставропольском крае. Александр Пономарев и его сын Роман создали уникальную на всю Россию бахчу, слава о которой уже давно перешагнула границы региона. И дело не только в том, что здесь можно отведать редкие сорта арбуза, проследить за их созреванием или принять участие в сборе урожая. Ежегодно за счет собственных средств фермеры строят на территории бахчи чудо, привлекающее туристов. Из соломы они уже возводили уменьшенные копии достопримечательностей мира — ​египетские пирамиды, Эйфелеву башню, строили «Зенит-арену», на которой можно было поиграть в футбол, и т. п. Такой маркетинговый ход оказался очень востребованным. За сезон бахчу посещает несколько тысяч туристов. И это еще одно подтверждение, что россияне хотят разнообразить свой отдых на территории родной страны новыми видами и аграрный туризм может занимать в этом списке отнюдь не последнее место.

Ягода притяжения
Сельский туризм — ​понятие емкое и органично пересекается с другими видами: культурным, событийным, гастрономическим и т. п. Сельский туризм — ​это и посещение этнодеревень, и участие в сборе урожая, и дегустация фермерских продуктов, и «вкусные» спа-процедуры. Но, пожалуй, лидером среди направлений во всем мире является винный (энотуризм). Три региона в РФ при должном комплексном развитии могут побороться за звание самых популярных энотуристских направлений. Это Краснодарский край, Крым и Ростовская область, где идет активная проработка вопроса на уровне властей. В Ростовской области для возрождения донского виноградарства и виноделия был выбран кластерный путь развития. Поскольку, как рассказывает руководитель департамента потребительского рынка Ирина Теларова, он наиболее эффективный. Сегодня кластер «Долина Дона» объединяет представителей энонауки, сельхозпроизводителей, виноградарей и виноделов, производителей аграрной техники и оборудования и даже банковский сектор. Проводятся гастро-, энофестивали и ярмарки.

«Путем кластерного развития мы создаем предпосылки для стимулирования смежных отраслей, в том числе и сельского туризма. Конечно, мы должны больше работать над популяризацией этой темы, над развитием агарных туристических маршрутов, начиная с эногастрономических. Развитие аграрного туризма, кстати, выявляет и новый вектор развития гастрономических, потребительских предпочтений. Ростовская область должна стать не только центром эногастрономического туризма, но и гастрономической столицей России. И для этого у нас тоже есть все предпосылки», — ​делится амбициозными перспективными планами Ирина Теларова.

 Весьма активно в последние годы развивается сельский туризм и в Краснодарском крае. На его территории открыто уже порядка 100 агрообъектов, интересных туристам, из них порядка 30 — ​энообъекты. «За три года количество объектов сельского туризма увеличилось у нас в 2,5 раза, а турпоток на такие объекты вырос более чем на треть. Это многофункциональные предприятия, где жители и гости Кубани могут принять участие в эногастрономических и чайных турах, ознакомиться с традициями и бытом народов региона, даже побывать на экзотических фермах», — ​рассказал на московской конференции «Новые направления туризма как фактор развития территорий в Краснодарском крае» министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Христофор Константиниди.

Бесспорно, Россия делает лишь первые шаги в системном развитии такого вида отдыха как аграрный туризм. Его потенциал в нашей стране велик. Однако, по оценкам специалистов, он сегодня задействован в лучшем случае на 20%. Для его продвижения, создания действительно качественной инфраструктуры, которая бы послужила основой для стабильной, а не временной модели развития, важна консолидация всех заинтересованных сторон: властей, средств массовой информации, общественных организаций, фермеров и туроператоров.