Капитализм с человеческим лицом

Капитализм с человеческим лицом

КФХ сохраняет лучшие традиции советских колхозов
Бывшая воспитательница детского сада Надежда Кочкина даже подумать не могла о том, что однажды заведет ферму. Но сначала жизнь распорядилась так, что Надежда Ивановна села за руль трактора и 17 лет наравне с мужчинами проработала в этом качестве в местном совхозе. А затем, когда коллективного хозяйства не стало, чтобы прокормить семью, супругам Кочкиным ничего не оставалось, как создать свою собственную семейную ферму.

«В 2001 году начинали работать на одной тысяче гектаров, — вспоминает Надежда Кочкина. — А спустя пять лет решением губернатора Волгоградской области нас удостоили звания «Коллектив высокой культуры земледелия». И по сей день КФХ Надежды Ивановны остается одним из образцово-показательных в Быковском районе. Занимаются зерновыми. Есть стадо КРЧ более 300 голов, 126 из них — дойные коровы. По сравнению с крупными крестьянскими кооперативами не бог весть что. Но именно на таких, как Надежда и Александр Кочкины, держится еще глубинка по всей стране, находят работу и заработок селяне. На землях КФХ вы не увидите гастарбайтеров. Все доярки, трактористы, скотники — земляки, жители окрестных деревень. Управлять фермой Надежде Ивановне помогает дочь Анна, а в поле и на заготовке кормов в лимане хозяйничают мужчины: глава семьи, зять, внуки. Два года назад за счет средств господдержки Кочкины построили ангар и обновили стадо — приобрели племенных телочек красной степной породы. Недавно купили зерноочистительную машину, провели текущий ремонт хозпостроек (для хранения зерна в свое время выкупили два здания у бывшей машинно-тракторной станции). Теперь в планах строительство навеса для телят и телок, капитальный ремонт старого коровника, дальнейшее обновление поголовья, покупка оборудования для заготовки сочных кормов.

«Сейчас мы кормим скот ячменем собственного производства, косим в лимане сено, заготавливаем солому, — рассказывает Надежда Кочкина. — По сути, докупать приходится только пивную дробину. Молоко от нее поднимается великолепно. И в сезон мы отправляем на переработку на молзавод в Волжском около тонны сырья отличного качества». Увеличивать поголовье фермеры пока не собираются: слишком много текущих задач, требующих финансовых вложений. Например, необходимо подкормить землю минеральными удобрениями. Пока это непозволительная роскошь. В данный момент ради восстановления сил для нового полноправного плодородия Кочкины используют пары. Даже в таких непростых условиях урожайность ржи по итогам этого года составила 25 ц/га, пшеницы и ячменя — порядка 30 ц/га. Заволжье — ровная, как ладонь, степь. Пожалуй, ничего здесь не ждут больше, чем дождя. Будет дождь — будет и урожай. Фермеры признают, что в этом году погода им благоприятствовала. Сейчас в хозяйстве готовятся к севу озимых. Семенной материал есть, почва подготовлена. Ну а как только полевые работы будут завершены, работников КФХ ждет традиционный праздник. «Когда заканчиваем уборку урожая, едем домой с флагами, — рассказывает Надежда Кочкина. — Идут тракторы, комбайны, за ними грузовики, и мы сидим с внуками, а кто навстречу выходит, тот нам машет, и радостно как-то на душе становится. По случаю первого снопа и конца сельхозработ собираемся всем коллективом, устраиваем концерт с номерами художественной самодеятельности, варим шулюм. Многие смотрят на нас и смеются: что это у вас за капитализм с человеческим лицом? В доильном зале — современные датские аппараты, а в раздевалке — экран соцсоревнования среди доярок и скотников. Так и живем».