Анатолий Михилев: «использование семян зарубежной селекции — риск для продбезопасности»

Анатолий Михилев: «использование семян зарубежной селекции — риск для продбезопасности»

Несмотря на то, что отечественное семеноводство несколько последних лет является одним из приоритетных направлений развития АПК, по некоторым культурам ситуация далека от радужной, что является рисковым фактором для продовольственной безопасности.

Как отмечает генеральный директор Национального союза селекционеров и семеноводов Анатолий Михилев, повлиять на ситуацию можно только комплексно. О мерах, которые предпринимает НССиС для развития отечественного семеноводства, он рассказал «Вестнику».

Анатолий Михилев: «использование семян зарубежной селекции — риск для продбезопасности»

— Национальный союз селекционеров и семеноводов (НССиС) представлен во всех 78 регионах России, в своих рядах он насчитывает более 150 ведущих селекционных и семеноводческих организаций — как частных, так и государственных. Одной из важнейших задач НССиС является развитие взаимодействия с Евразийским экономическим союзом, в том числе в реализации совместных мер, направленных на повышение конкурентоспособности стран Евразийского экономического союза в сферах селекции и семеноводства сельхозрастений и унификацию законодательства государств — членов ЕАЭС в сфере селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений.

Национальный союз селекционеров и семеноводов в сфере общих интересов по развитию селекции и семеноводства активно сотрудничает с исполкомом СНГ, Российской академией наук, Минэкономразвития, Минобрнауки, Минсельхозом России и его подведомственными организациями — Россельхознадзором, ФГБУ «Госсорткомиссия» и ФГБУ «Россельхозцентр», а также является экспертом в специализированных комиссиях Госдумы и Совета Федерации.

Сложившаяся в настоящее время ситуация с широким использованием сортов и семян зарубежной селекции несет серьезные риски для продовольственной безопасности РФ. Так, в 2023 году доля высеянных семян сахарной свеклы отечественной селекции менее 4%, подсолнечника — 27%, картофеля — 35%, кукурузы — 45%, сои — 55%, овощных культур — 58%, рапса — 30%.

Перспективы развития НССиС видит в комплексном подходе к развитию селекции и семеноводства.

Это совершенствование отношений между участниками семенного рынка в части слаженной работы по формированию спроса и предложений: государством и бизнесом — в части не только господдержки, но и снижения административных барьеров при сохранении необходимого контроля; научными и образовательными организациями в плане научного обеспечения и подготовки кадров.

Особое место должны занимать вопросы государственно-частного партнерства в отрасли, так как научный потенциал в основном сосредоточен в госучреждениях, а производственный — в современных сельхозпредприятиях, которые и формируют основной спрос на семена в растениеводстве, а также готовы к ускоренному семеноводству перспективных российских сортов.

В частности, союз активно участвовал в подготовке текста нового закона «О семеноводстве» и продолжает эту работу при разработке нормативных правовых актов в развитие данного закона. Продолжаем работу над приданием особого статуса семеноводческим хозяйствам с приоритетным льготным финансированием семеноводческих процессов и обеспечением кадрами.

Не менее важной в условиях импортозамещения является локализация селекции и производства семян современных сортов и гибридов сельхозрастений. Она должна охватывать не только процесс непосредственно семеноводства, но и развитие в России селекционных программ полного цикла — от подбора пар, скрещивания и отборов до производства коммерческих партий семян. Для гибридов важным является первичное семеноводство на территории нашей страны линий и родительских компонентов гибридов.

Одно из приоритетных направлений нашей работы — это увеличение объема финансирования селекции за счет совершенствования системы сбора лицензионного вознаграждения (роялти) за использование охраняемых сортов и гибридов, что даст дополнительные средства для развития селекции. Поэтому НССиС работает с органами законодательной и исполнительной власти, Российской академией наук по вопросу сокращения количества субъектов, пользующихся льготными условиями использования охраняемых селекционных достижений (так называемой фермерской льготы).

НССиС проводит обучающие семинары для селекционеров и семеноводов, на которых разъясняет новые условия взаимоотношений, изменение концептуальных подходов к решению ряда вопросов, например, по формированию и ведению Государственного реестра сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, допущенных к использованию.

Вопросы подготовки и закрепления кадров на селе — еще одно направление нашей деятельности. В рамках выставки «Золотая осень»-2023 Национальный союз селекционеров и семеноводов совместно с Национальным семенным альянсом провел круглый стол на тему «Подготовка кадров селекционеров и семеноводов и повышение квалификации преподавателей вузов в части современных методов селекции и организации промышленного семеноводства». По итогам круглого стола была создана и активно работает совместная рабочая группа по кадрам НССиС, НСА и Ассоциации «Агрообразование».

Союз последовательно проводит работу в законодательных органах власти по совершенствованию законодательства по закреплению кадров на селе, в том числе по разработке системы мер господдержки общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы агротехнологической направленности, расположенные в сельской местности, включая обеспечение необходимой техникой и другими ресурсами для подготовки школьников к сельскому труду. Уже с 1 сентября 2023 года российские дети учатся по единой федеральной программе с утвержденным «золотым стандартом» знаний. В школах появятся новые предметы, включая трудовое воспитание и профориентацию.

В положительном решении Правительства РФ по увеличению процента возмещения затрат на строительство или модернизацию селекционно-семеноводческих центров есть доля труда НССиС. Надеемся, что компенсация 50% затрат является хорошим стимулом для улучшения материально-технической базы селекции и семеноводства и в конечном итоге повышения качества и продуктивности новых сортов и гибридов, востребованных на рынке.

Открытым остается вопрос обеспечения селекции и семеноводства малогабаритной техникой с государственной поддержкой, острая необходимость в которой обусловлена в крайне долгих сроках окупаемости селекции (от старта программы до начала коммерциализации не менее 10 лет, до выхода на самоокупаемость еще не менее 12-15 лет). Обеспеченность техникой для подготовки делянок, посева и ухода за посевами составляет 32%, селекционными комбайнами — 27%, оборудованием для послеуборочной доработки семян — 25%. При этом износ имеющейся у селекционеров техники составляет более 70%. Эти проблемы одинаковы как для госучреждений, так и для частных селекционных компаний.

Государство при помощи указанной меры может снизить срок окупаемости и сделать отрасль прикладной селекции более привлекательной для частного инвестора. Целесообразно, чтобы возмещение затрат на приобретение специализированной техники и оборудования составляло не менее 50%, а для государственных научных и образовательных учреждений поставка техники должна осуществляться в рамках специальной госпрограммы за счет средств федерального бюджета.

К своим заслугам НССиС может отнести организацию отдельного статистического учета производства зерна твердой пшеницы, и теперь ведется раздельный учет производства зерна мягкой и твердой пшеницы. Производство твердой пшеницы — это стратегическое направление отечественной перерабатывающей промышленности.

В ближайшей перспективе НССиС продолжит активно работать над вопросами сплошной проверки семян на ГМО, разработки проектов образовательных стандартов, внедрения ФГИС «Семеноводство».