Льняная перспектива

Льняная перспектива

Крупнейший российский производитель льноволокна намерен развивать прядение на основе котонина

Входящая в европейский топ-5 по мощности производства котонизированного льноволокна смоленская компания «Русский лён» сегодня экспортирует до 90% своей продукции. Ее руководство намерено сосредоточить внимание на развитии семеноводства, повышении качества выпускаемой продукции и расширении кооперации с сельхозтоваропроизводителями. Об этом рассказал исполнительный директор компании Валерий Мишарин.


Каковы, на ваш взгляд, перспективы льняного рынка России?

О радужных перспективах отечественного льноводства сказано очень много. Сегодня мы имеем ряд стратегических преимуществ для отрасли, среди которых огромные площади земель, оптимальных для выращивания льна, беспрецедентную поддержку государства в виде субсидий на выращивание и переработку льноволокна, гарантированный сбыт произведенной продукции внутри страны, а также растущий спрос со стороны Китая и Индии. Но, к сожалению, объем производства натуральных льняных волокон в нашей стране на протяжении многих лет продолжает сокращаться, так как крупный бизнес до недавнего времени не интересовала эта отрасль.

Интерес государства к льноводству связан с видением льна-долгунца как одной из культур, позволяющих возродить не только сельское хозяйство Нечерноземья, которое развивалось в прошлом за счет этой культуры, но и с восстановлением собственной отрасли прядения.

Успешный пример взрывного роста легкой промышленности на основе модернизации сельхозпроизводства показал Узбекистан, всего 5 лет назад имевший субсидируемое сельское хозяйство и несколько крупных прядильных предприятий. Но благодаря совместной работе государства и бизнеса в этой стране создана вертикально интегрированная текстильная отрасль, включающая предприятия растениеводства, прядения и ткачества, позволяющая успешно конкурировать на мировых рынках.

Для большинства же отечественных предпринимателей льноводство — это до сих пор диковинка. Мы не увидим среди потенциальных инвесторов конечных потребителей льняного волокна, так как оставшиеся действующие предприятия легкой промышленности работают на грани рентабельности. В то же время крупные агрохолдинги и инвестиционные компании начали пристальнее вглядываться в льноводство в связи с западными санкциями. У льноволокна есть важное преимущество — постоянно растущий спрос и стабильная цена, обеспеченные льноперерабатывающими мощностями Китая. С учетом того, что эта страна не присоединилась к антироссийским санкциям, производство льна становится привлекательным направлением для диверсификации бизнеса.


Санкции — это вред или новые возможности для развития льноводства? Каковы экспортные перспективы у льняной отрасли?

Санкции нарушили выстроенные цепочки поставок и существенно усложнили экспортно-импортные операции. Мы видим, что часть предприятий, ориентированных на внутренний рынок, активно развиваются, замещая западные компании. Для льняных волокон также актуально импортозамещение, технология котонизации, позволяющая расщепить льняные волокна до 15-20 микрон, дает возможность российскому льну стать альтернативой хлопку и заместить до 50% дорогостоящего иностранного сырья в текстиле и до 100% в продуктах органической химии. Компания «Русский лён» располагает уникальным оборудованием, позволяющим производить котонизированное льноволокно европейского качества. Сегодня мы экспортируем до 90% продукции, но в последнее время интерес к котонизированному льняному волокну начали проявлять и российские предприятия.

Пока КНР является безусловным мировым лидером по переработке льняного волокна. Сырье она закупает во Франции, Бельгии и Египте, меньшую часть в Белоруссии, России и других странах. Климатические изменения последних лет приводят к засухе в Европе, что снижает урожай льняного волокна и его качество. Это вынуждает фермеров поднимать цены. Китайские предприятия крайне заинтересованы в стабильных поставках волокна из России и стабилизации цен на рынке. В интересах китайских компаний работает большое количество торговых агентов, разговаривающих на русском языке. Так что проблем со сбытом у производителей, выпускающих качественное льноволокно, не предвидится.

Льняная перспектива

Ваше предприятие в Смоленской области входит в число крупнейших в отрасли. Каковы планы по его развитию?

Наше предприятие — первый льноперерабатывающий комплекс, построенный за последние 30 лет в России. По объемам производства котонизированного льноволокна «Русский лён» занимает первое место в стране, по посевным площадям мы крупнейшие в ЦФО.

По объему производства длинного льноволокна в России с нами можно сопоставить только «Бийскую льняную компанию» на Алтае. Долю рынка по выращенному длинному волокну можно примерно разделить 50% на 50%, остальные льноводы получают в основном короткое льноволокно. По мощности производства котонизированного льноволокна мы входим в пятерку крупнейших в Европе.

Главными целями компании являются повышение качества волокна на этапах выращивания и переработки (сегодняшние показатели среднего выхода длинного волокна из льнотресты на уровне 15-17% — рекорд для России, но все еще далеки от 22%, получаемых в Европе); привлечение к выращиванию льна на контрактной основе максимального количества сельхозтоваропроизводителей, включая небольшие фермерские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы. Сегодня разрабатывается программа, предусматривающая выделение для партнеров семян, удобрений и СЗР, проведение необходимого обучения и технологического сопровождения. Кроме того, особое внимание уделяется развитию семеноводства на базе компании. В текущем году мы закупили оборудование и получили сертификат семеноводческого предприятия, позволяющий производить семена льна-долгунца высоких репродукций. Работа с семенным материалом позволит повысить урожайность и качество волокна, а также снизит его себестоимость.


Как обеспечивается завод сырьем? За счет собственных ресурсов или необходима закупка сырца у сторонних поставщиков?

Цех первичной переработки загружается собственной льнотрестой, а также сырьем, приобретаемым у ближайших фермеров. Доставка рулонов с полей без первичной переработки целесообразна на расстоянии до 100 км от завода. Мощности цеха котонизации льноволокна изначально закладывались из расчета на стороннее сырье, так как стоимость доставки льноволокна невелика относительно его цены. Компания закупает льноволокно на территории России от Вологодской области до Алтая. Также волокно на переработку закупается в Белоруссии и Франции, собственное волокно при котонизации используется в среднем на 30% от произведенных объемов.


Есть ли у руководства компании планы по повышению передела сырья?

В краткосрочной перспективе сложно представить себе возобновление массового производства пряжи из длинных льняных волокон в нашей стране, это возможно только при условии существенного роста посевных площадей льна-долгунца, позволяющего обеспечить круглогодичную загрузку такого производства сырьем. Например, в Белоруссии с этой задачей едва справляются 12 льнозаводов. Прядение на основе котонина, наоборот, является перспективным направлением. Сегодня «Русский лён» на давальческой основе производит смесовую пряжу из льна и хлопка на российских прядильных предприятиях и реализует ее на внутреннем рынке. В текущем году объем продаж такой пряжи составил более 300 тонн. Совершенствование технологии в этом направлении, а также замещение импортного хлопка льном в смеси с синтетическими и искусственными волокнами позволят существенно нарастить объемы производства и обеспечить сырьем простаивающие мощности следующих переделов в отраслях легкой промышленности.