Не только трактористы и доярки

Не только трактористы и доярки

Аграрные ссузы стремительно развивают компетенции в подготовке новых направлений для АПК

Современное сельское хозяйство — это высокотехнологичное производство, в котором специалисты для решения своих задач все чаще используют компьютер, а не физические орудия труда. Цифровизация отрасли, а также необходимость быстрой реакции на ее новые кадровые потребности — таковы основные вызовы для аграрных ссузов на сегодняшний день.

Российский агропромышленный комплекс все последние годы стремительно развивается, по праву заслужив звание одного из локомотивов российской экономики, а его результаты впечатляют: уже не раз говорилось, что доходы от экспорта агропродукции за рубеж уступают только экспорту энергоносителей. А ведь от существования в режиме «ножек Буша» до безоговорочного № 1 на мировом рынке зерна прошло не так много времени. Бурный рост отрасли должен быть адекватно подкреплен кадрами, в том числе и в рабочих направлениях. 

Не только трактористы и доярки

Новые возможности — новые требования. Справляется ли сегодня образовательный комплекс с теми вызовами, которые ему бросает необходимость ускоренного развития всего сектора АПК? По мнению большинства отраслевых экспертов и, что важно, работодателей, ответ на этот вопрос если и не всегда положительный, то по крайней мере тенденции просматриваются обнадеживающие. Так, сегодня становится очевидным значительный общественный сдвиг в контексте отношения к среднему специальному и среднему профессиональному образованию. Все чаще руководители аграрных колледжей и техникумов говорят о том, что возвращается такое явление, как конкурс, как минимум на отдельные, наиболее востребованные направления. Исследовательская группа Высшей школы экономики отмечает еще и такую тенденцию, как рост поступающих в учебные заведения СПО детей из семей со средним и высоким доходом, что как нельзя лучше говорит о меняющемся к рабочим профессиям в АПК отношении общества. Действительно, сегодня уже практически каждому понятно, что ручной труд из сельского хозяйства уходит, его постепенно заменяет высокотехнологичное оборудование. Например, современные комбайны оборудованы встроенной GPS (система определения местоположения), несколькими рабочими мониторами и автопилотом с компьютерным зрением — оно позволяет водителю точно ориентироваться даже при плохой видимости (это, например, дает возможность не останавливать работу в темное время суток). Компьютерное зрение также анализирует картинку местности и отмечает потенциальные препятствия. Благодаря этому комбайн не сможет случайно задеть столб, дерево, человека или животное. Автопилот также помогает избежать случаев, когда комбайн повторно проходит по одной и той же полосе, заступая за ее край. За счет этого повышается эффективность сбора урожая и снижаются затраты на топливо. Таким образом, сегодня в распоряжении комбайнера — высокотехнологичная машина, буквально нашпигованная дорогостоящим оборудованием. Налицо, соответственно, и новые требования к его компетенциям.

Не только трактористы и доярки

Вложились в будущее. Как в масштабах всей страны, так и в отраслевых учебных заведениях, которые по праву считаются лидерами в своем направлении, уже давно появилось понимание, что без современной материально-технической базы невозможно подготовить специалистов, которые сходу вольются в коллективы агропредприятий и начнут выполнять задачи без дополнительной переподготовки. За последние годы государство и регионы потратили миллиарды рублей на переоснащение аграрных колледжей и техникумов, значительная работа по оборудованию специализированных лабораторий ведется в рамках движения WorldSkills и национального проекта «Образование» («Молодые профессионалы»). Причем образовательные учреждения не только получили стандартные рабочие классы и оборудование по таким популярным направлениям, как эксплуатация и ремонт спецтехники, агрономия, животноводство, сельскохозяйственные биотехнологии, но и смогли оборудовать свое учебное заведение в соответствии с современными требованиями аграрной отрасли. Новые специальности привлекают повышенное внимание не только работодателей, но и самих учащихся.

Не только трактористы и доярки

Взлетают над полем. В Уярском сельскохозяйственном техникуме, например, не так давно появилось направление по работе с дронами и БПЛА. Как обьясняют в учебном заведении, с помощью беспилотных летательных аппаратов можно осматривать угодья — это гораздо быстрее и дешевле, чем объезд территории с земли. «Мы учим студентов, как получать фотографии, как их обрабатывать. Учащийся должен знать, как собирать беспилотник, давать полетное задание. Беспилотник в автоматическом режиме запускается, делает снимки, потом они в специальной программе обрабатываются. И уже специалист может оценить, например, как хорошо растет пшеница на поле, каким слоем сыпать удобрение. И многие другие параметры. Интерес к этому направлению у студентов есть: если в прошлом году обучение прошли два человека, то в этом году научиться управлять беспилотником захотели уже 17 человек», — рассказал мастер производственного обучения Вадим Лантинов. По некоторым направлениям, таким образом, аграрные ссузы не только догоняют реальный сектор, как это было раньше, но и смотрят в будущее на несколько лет вперед. Ведь совершенно очевидно, что далеко не все хозяйства сегодня имеют возможность использовать дроны, роботизированные комплексы, искусственный интеллект в своей работе как в силу отсутствия соответствующих компетенций, так и средств на их приобретение и внедрение. Однако прогресс неизбежно возьмет свое, при этом подготовку специалистов по опережающим аграрным технологиям нужно вести уже сегодня. Это, кстати, открывает для учебных заведений СПО дополнительные возможности.

Значительная часть ссузов идут по пути создания малых инновационных предприятий, которые позволяют не просто обучать студентов в «боевых» условиях, но и получать дополнительные средства для собственного развития. В сельскохояйственном колледже им. Ш. И. Шихсаидова (Дагестан), например, функционирует ветеринарная клиника — единственная в своем роде для региона, специализирующаяся на работе с сельскохозяйственными животными. Еще одно направление работы колледжа — участие в уборочной кампании. По программе «Профессионалитет» колледж получил целый пакет современных машин и оборудования, в том числе, например, самоходный зерноуборочный комбайн NOVA-340, который отлично показал себя на полях Кавказа. Для колледжа заработок на таких проектах — это дополнительная возможность развития собственной материально-технической базы, подчеркивает директор учебного заведения Рашид Аташев.

20 ведущих ссузов АПК

Название Регион Количество студентов
1 Брюховецкий аграрный колледж Краснодарский край 2108
2 Агротехнологический колледж, г. Ялуторовск Тюменская область 2076
3 Амурский аграрный колледж Амурская область 1731
4 Рубцовский аграрно-промышленный техникум Алтайский край 1718
5 Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова Тульская область 1604
6 Армавирский аграрно-технологический техникум Краснодарский край 1564
7 Пашковский сельскохозяйственный колледж, г. Краснодар Краснодарский край 1436
8 Славянский сельскохозяйственный техникум Краснодарский край 1380
9 Александровский сельскохозяйственный колледж Ставропольский край 1285
10 Коломенский аграрный колледж имени Н.Т. Козлова Московская область 1275
11 Лабинский аграрный техникум Краснодарский край 1247
12 Иркутский аграрный техникум Иркутская область 1232
13 Чистопольский сельскохозяйственный техникум имени Г.И. Усманова Республика Татарстан 1194
14 Кемеровский аграрный техникум имени Г.П. Левина Кемеровская область 1163
15 Томский аграрный колледж Томская область 1135
16 Омский аграрно-технологический колледж Омская область 1101
17 Колыванский аграрный колледж Новосибирская область 1052
18 Стерлитамакский межотраслевой колледж Республика Башкортостан 854
19 Коми-республиканский агропромышленный техникум Республика Коми 778
20 Калачеевский аграрный техникум Воронежская область 746

Как мы считали. В рейтинг топ-20 крупнейших учреждений среднего профессионального образования, готовящих кадры для сферы АПК РФ, вошли учебные заведения с наибольшим количеством студентов, которые обучаются по всем формам и направлениям. В итоговый список вошли государственные учреждения СПО, которые находятся в ведомстве региональных министерств образования. Основной критерий для ранжирования — общее количество студентов в 2022/2023 учебном году. Данные для составления рейтинга получены от министерств образования субъектов РФ и самих учебных заведений.

Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.